Александр Хацкевич о сборной Беларуси и реакции Реброва

Автор
Александр Хацкевич о сборной Беларуси и реакции Реброва

Вчера состоялась первая пресс-конференция нового главного тренера национальной сборной Беларуси Александра Хацкевича.

Сначала слово взял первый заместитель председателя АБФФ Сергей Сафарьян.

— Спасибо, что пришли. Вижу, что собралось много людей. Прошу извинения за, может быть, не самые комфортные условия. Но, как уже говорил, не было полной уверенности, что назначение состоится именно сегодня. Заранее прошу учитывать, что Александр Николаевич до недавнего времени работал в Украине, и полностью обстановку в национальной сборной не знает, ему потребуется некоторое время для того, чтобы вникнуть в сегодняшнее состояние команды, наметить планы, высказать свои пожелания к администрации АБФФ. Поэтому прошу учитывать это в своих вопросах. Заседание исполкома продолжается, если есть ко мне вопросы, то быстро могу на них ответить.

— Сергей Вагаршакович, вы говорили, что на вас выходили агенты Марадоны, Антича. Почему остановились именно на кандидатуре Хацкевича?

— Оценивалась совокупность факторов: карьера как игрока, знакомство с белорусским футболом, тренерский опыт. Плюс учитывались те условия, которые запрашивали другие кандидаты. Это четыре основных фактора, которые, на наш взгляд, говорят в пользу Александра Николаевича.

— На какой срок подписано соглашение?

— Если вы были на заседании исполкома, то слышали, что контракт еще не подписан. Пока только состоялось назначение. Если мы с Александром Николаевичем решим что-то придать публичной огласке, то это будет сделано при согласии обеих сторон (пока мы это не оговаривали). Трудностей в ходе переговоров не было. Главное, чтобы были и возможность, и желание. Александр Николаевич высказал свои предпочтения, мы — свои. В ходе переговоров мы их сближали и пришли к консенсусу. Еще раз скажу, трудностей не было. Надо было только время, чтобы согласовать все условия. Это обычный процесс.

Далее на вопросы отвечал Александр Хацкевич.

— Переговоры длились долго. Вас это не напрягало?

— Это может напрягать тренера, который сидит без работы и каждый день ждет звонок. У меня же была хорошая работа, но появилось новое предложение. В ходе переговоров мы не один раз встречались, да и рассматривались другие кандидатуры. Так что напряжения не было, в плане работы у меня была стабильная ситуация.

— Люди, которые на Исполкоме принимали решение по поводу назначения главного тренера сборной немного недоумевали, что им приходится принимать решение, не зная программы кандидата. Считаете ли вы их опасения оправданными?

—Когда мы оговаривали все вопросы в ходе переговоров, я свою программу предоставил. Пока вопрос не был утвержден, члены исполкома ее не знали. В курсе были Сергей Румас и Сергей Сафарьян. Каждый тренер, который приходит на новое место работы, должен иметь свою программу. Я сказал об этом. Программа есть и она касается не только национальной сборной. Думаю, она должна принести пользу белорусскому футболу.

— Насколько внимательно вы следили за выступлениями сборной Беларуси, что думаете о ее игре и стиле?

— Конечно, следил за матчами сборной, но скорее как болельщик. Так было, например, во время матча Беларусь — Украина. СМИ меня много спрашивали об этом. Я болел за Беларусь, независимо от того, сколько времени провел в Украине. Что касается стиля, то могу сказать, что в 5 защитников сборная играть не будет. Кто бы ни был в соперниках (Испания или Люксембург, Словакия или Македония). Сейчас будет время, чтобы посмотреть игры и сделать более тщательный анализ.

— Советовались ли вы с кем-то после того, как поступило предложение возглавить сборную Беларуси?

— Поддерживаем тесное общение с Виктором Гончаренко. Когда мне поступило предложение, он еще был главным тренером "Кубани" и полностью меня поддержал. Потом так получилось, что состоялась его отставка из краснодарского клуба. Он мне позвонил и честно сказал, что ему поступило такое же предложение. О чем мы еще говорили — это останется между нами. Но Виктор Михайлович — это первый человек, который узнал от меня, что мне предложили возглавить сборную. Понятно, что я должен был поставить в известность главного тренера киевского "Динамо" Сергея Реброва. Он сказал, что если состоится назначение, то он будет только рад.

— Сколько времени вам необходимо для анализа положения дел в белоруском футболе?

— Самый главный вопрос — это подготовка национальной сборной. Также важно встретиться с тренерами молодежных сборных. Буду постепенно входить в курс дела. Это не значит, что до этого я не следил за делами в белорусском футболе. Информации хватает. Так что начинаю не с нуля.

— До какого срока планируется заключить соглашение?

— О сроках соглашения могу сказать: контракт будет подписан до ноября 2017 года. Но будут прописаны некоторые дополнительные условия. Если я увижу, что не справляюсь с работой, то с моей стороны претензий по контрактным обязательствам не будет. Если не будет прогресса в игре сборной, то держаться за это место я не буду.

— Какие задачи ставились на отборочный цикл?

— К сожалению, на данный момент я не имею права разглашать пункты контракта, касающиеся данного вопроса. Задачи есть. Чем выше подымимся, тем лучше. Шансов на квалификацию мало, но каждая игра будет рассматриваться с перспективой на следующий цикл. Самое главное, чтобы сборная прогрессировала. Важно стабилизировать игру, чтобы команда знала, как она будет играть и что от нее требуется.

— Уже было сказано, что вы следили за игрой сборной как болельщик. Но, зная расклад группы, вы все-таки видели шансы пробиться на чемпионат Европы?

— Понятно, что Испания — явный фаворит. Украину хорошо знаю. Словакия добротная команда с футболистами, играющими в топ-чемпионатах Европы. Но мало кто предполагал, что словаки так начнут и будут в лидерах группы. Очень сильное впечатление произвели. Перед стартом надежда всегда есть. Все команды ставят задачи, но такая сильная игра Словакии стала откровением.

— В этом конференц-зале мы сменили врачей. Вы в какой-то степени сейчас тоже как врач. Что вы пропишите сборной?

— В первую очередь — это хорошее настроение. Настроение мы делаем сами.

— Может, возвращение старых игроков, переход на игру в три нападающих?

— Сейчас надо разобраться, вникнуть в тонкости дел. Футболистов я знаю, но кого я буду вызывать — на этот вопрос пока ответить не могу.

— Александр Глеб?

— Давайте сегодня не будем переходить на личности. Но одно скажу: такими футболистами разбрасываться нельзя.

— Диагноз команде поставите?

— Команда жива.

— Будучи игроком, вы прошли школу многих тренеров. Стиль и философию кого вы бы взяли за основу в своей тренерской концепции в сборной Беларуси?

— Дисциплина (не только на футбольном поле) — от Лобановского. Тот искренний футбол, который проповедовал Эдуард Васильевич Малофеев, тоже должен быть, потому что игра прекрасна голами. Но важно учитывать, что футбол идет вперед и сейчас многое основано на тактике, все поставлено на результат.

— Сейчас интерес болельщиков к национальной сборной достаточно низкий. Как вы собираетесь изменить положение дел?

— В первую очередь болельщиков привлекает игра. Равно как и результат. С Сергеем Николаевичем мы оговорили такой момент: первая тренировка и весь день, в который будет собираться сборная, будут полностью открытыми. Так, шаг за шагом, будем идти вперед.

— Ожидаете аншлаг на тренировке?

— Думаю, будет интересно всем. Наверное, никто не видел, как собирается сборная и проводит первый день.

— Каким вы видите отношения тренерского штаба сборной со СМИ?

— К общению с прессой готов всегда. Если будут вопросы, то все решим через пресс-секретаря. Понятно, что журналисты не смогут присутствовать везде и каждый день. Если команда играет хорошо, ее нужно хвалить, если плохо — критиковать. Но критика должна быть объективной. Мы все должны быть вместе.

— Бытует мнение, что работа со сборной Беларуси — это быстрый способ испортить репутацию успешного специалиста. Вам есть что терять?

— Любому человеку есть, что терять. В этом году я потерял очень близкого друга. Жаль, что его здесь нет. Что касается репутации, то ее зарабатывают не один год. В этом плане я не волнуюсь. Уверен, шаг за шагом мы будем становиться сильнее. Тренерская работа творческая.

— Как вы собираетесь выстраивать отношения с игроками? Кем вы хотите стать: другом или наставником?

— Пока это мы оставим между мной и ребятами. Об этом вы еще узнаете.

— Можно сделать такое допущение: нам сегодня сообщили, что вас предпочли Марадоне. Вы готовы нести такую ответственность? Вам это льстит?

— Хоть где-то Марадону опередил. На футбольном поле с ним сыграть не удалось. То, что определил его на тренерском поприще — значит чего-то стою.

— Оппоненты, которые не приветствовали ваше назначение, сетовали на отсутствие международного опыта. Что можете им ответить?

— Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Если говорит про опыт, то тренером работаю уже 7 лет, в том числе один год в тренерском штабе сборной Украины. Остальное время работал главным тренером. Я с 6 лет в футболе, у меня были хорошие учители: Малофеев, Боровский, Лобановский , Маркевич, Видел, как работает Газзаев, Блохин, Семин. Считаю, это большой опыт.

— Вы переезжаете из Киева в Минск?

— Это один из пунктов контракта. В Минске буду проводить много времени, хотя семья останется в Киеве.

— Предыдущий главный тренер сборной Георгий Кондратьев одним из факторов неудачи команды называл общий уровень мастерства белорусских футболистов. Можете оценить их потенциал?

— Слова Георгия Петровича не могу комментировать. Каждый имеет право на мнение. Уже говорил, что смотрел игры как болельщик. Могу сказать, что на момент тех матчей в команде были собраны лучшие футболисты страны. Если вы подскажите, что есть лучше, то мы обратим на них внимание. Сейчас есть время для более тщательного анализа.

— Вы говорили о теплом разговоре с Виктором Гончаренко. Но для главного тренера сборной еще важна поддержка руководителей ведущих клубов. Руководители минского "Динамо" и БАТЭ высказали свое слово?

— Вы видели, что Юрий Александрович Чиж и директор БАТЭ Михаил Деменцевич проголосовали "за". И с Анатолием Капским у нас нормальные отношения. Когда в СМИ появилась информация о моей кандидатуре, он мне позвонил и высказал слова поддержки.

— Когда Вы подпишите контракт с АБФФ?

— После пресс-конференции.