Неандертальцев погубили большие глаза

Неандертальцы (Фото: dic.academic.ru)
18:09 Ср, 13 Март 2013 Телеграф

Вымирание неандертальцев связали с тем, что у них были большие глаза, приспособленные к сумеречному зрению.

Антропологи из Оксфордского университета связали вымирание неандертальцев с тем, что у них были большие глаза, приспособленные к сумеречному зрению. Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of Royal Society B, а ее краткое содержание приводит BBC News.

Группа исследователей под руководством Эйлунда Пирса (Eiluned Pierce) сравнила черепа 13 неандертальцев и 36 представителей вида Homo sapiens. Глазницы неандертальцев оказались больше людских в среднем на 6 мм. Предыдущие исследования, которые выявили зависимость между размером глаз приматов и размером участка мозга, отвечающего за зрение, позволили ученым экстраполировать полученные данные на строение мозга неандертальцев.

По мнению исследователей, в ходе эволюции глаза неандертальцев увеличились, чтобы адаптироваться к темным ночам северных широт. Это привело к увеличению отдела мозга, отличающего за зрение, однако за счет этого пострадала способность неандертальцев общаться с соплеменниками.

В результате этих перемен неандертальцы стали проигрывать в конкуренции с людьми, с которыми сосуществовали в свои последние годы. Люди современного типа пришли в Европу из солнечной Африки и, по мысли авторов исследования, не нуждались в особо остром зрении. Это позволило современным людям отдать большие части мозга под коммуникацию и способность к изобретениям. В результате, к моменту наступления особо холодных этапов ледникового периода кроманьенцы, уже могли образовывать большие группы и шить себе одежду, тогда как неандертальцы использовали менее эффективные цельные куски шкур.

Неандертальцы – гоминиды, которые населяли Европу и Северную Азию в период от 230 до 24 тысяч лет назад. По наиболее распространенной теории, вымирание неандертальцев связано с конкуренцией с людьми современного типа. Детали того, как именно происходила конкуренция, являются предметом интенсивных научных дебатов. Так, недавно было опубликовано исследование, в котором вымирание неандертальцев связывалось с неспособностью охотится на кроликов.