Верховная Рада поддержала закон о прокуратуре

Верховная Рада поддержала закон о прокуратуре

Рада дала старт реформированию прокуратуры в Украине, приняв закон о прокуратуре.

Верховная Рада поддержала закон о прокуратуре (№3541) во втором чтении на заседании во вторник.За соответствующий закон во втором чтении проголосовали 316 народных депутатов.

Закон определяет правовые основы организации и деятельности прокуратуры Украины, прокурорского самоуправления, систему прокуратуры, а также статус прокуроров.

"По сравнению с действующим законом Украины "О прокуратуре" … предлагается отменить функции прокуратуры по надзору за соблюдением и применением законов (так называемый "общий надзор")", - сказано в сопроводительных документам к закону о прокуратуре.

Согласно документу, на прокуратуру возложен ряд функций: поддержка государственного обвинения в суде, представительство интересов гражданина или государства в суде в определенных законом случаях, надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, досудебное следствие, а также надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах и в условиях применения других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Органы прокуратуры обязаны не реже, чем дважды в год информировать общество о своей деятельности через СМИ, а генеральный прокурор минимум раз в год отчитывается перед парламентом о деятельности органов прокуратуры.

Закон предусматривает трехуровневую систему прокуратуры: Генеральная прокуратура, региональные прокуратуры (прокуратуры областей АР Крым, Киева и Севастополя), местные прокуратуры. В системе прокуратуры может вводиться специализация прокуроров.

В прокуратуре каждого из уровней предусмотрены должности первого заместителя и четырех заместителей руководителя.

Прокуроры Генпрокуратуры поддерживают гособвинение в Высшем специализированном суде по рассмотрению гражданских и уголовных дел и Верховном суде Украины. Кроме того, прокуроры Генпрокуратуры представляют интересы граждан или государства в высших специализированных судах и Верховном суде.

В приложении к закону указан перечень и территориальная юрисдикция местных прокуратур.

В законе указано, что прокуроры подчиняются руководителям исключительно в части выполнения только письменных приказов административного характера, связанных с организационными вопросами деятельности прокуроров и органов прокуратуры.

"Административное подчинение прокуроров не может быть основанием для ограничения или нарушения независимости прокуроров при выполнении ими своих полномочий", - сказано в законе.

Пребывание на должности прокурора не совместимо с должностью в любом другом органе госвласти, органе местного самоуправления и с представительским мандатом на государственных выборных должностях.

Прокурор не может принадлежать к политической партии, участвовать в политических акциях, митингах и забастовках.

Закон предусматривает, что прокурор обязан ежегодно проходить "тайную проверку добродетели", которую проводят подразделения внутренней безопасности.

Документ определяет полномочия прокурора при выполнении функций прокуратуры. В частности, прокурор по согласию лица осуществляет представительство в суде интересов гражданина, если такое лицо не способно самостоятельно защитить свои нарушенные права, реализовать процессуальные полномочия вследствие несовершеннолетия, недееспособности или ограниченной дееспособности.

Прокурор осуществляет в суде представительство законных интересов государства, если защита этих интересов не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом субъект властных полномочий, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия.

Не допускается осуществление прокурором представительства в суде интересов государства, в частности, в правоотношениях, связанных с избирательным процессом, проведением референдумов, деятельностью Верховной Рады, президента, Кабинета министров, Нацбанка, органов местного самоуправлениях, госкомпаний.

Согласно закону, прокурором местной прокуратуры может стать гражданин Украины с высшим юридическим образованием и стажем работы в сфере права не менее двух лет, для должности в региональной прокуратуре нужен стаж работы на должности прокурора от трех лет, а для должности генерального прокурора необходим стаж не менее пяти лет работы прокурором.

В законе прописан порядок подбора кандидатов на должности прокуроров и назначении их.

Добор кандидатов на должность прокурора осуществляется на конкурсных основаниях, которые соответствуют установленным данным законом требованиям, по результатам квалификационного экзамена.

Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров проводит конкурс на замещение вакантных должностей прокуроров на основании рейтинга кандидатов.

Назначение прокурора на административную должность (заместители генпрокурора, руководители региональных и местных прокуратур, их заместители) сроком на 5 лет генеральным прокурором, в некоторых случаях – по рекомендации Совета прокуроров Украины.

Генерального прокурора с должности увольняет президент при согласии Верховной Рады в связи с заявлением о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию или по представлению Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров или Высшего совета юстиции.

Полномочия генпрокурора на админдолжности прекращаются, если Верховная Рада высказала ему недоверие, что влечет за собой отставку, или если завершился пребывания на должности.

В законе прописана процедура привлечения прокуроров к дисциплинарной ответственности.

Согласно принятому закону, представление об увольнении прокурора с должности вносится Высшим советом юстиции или Квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров.

В законодательном акте прописаны организационные формы прокурорского самоуправления, которое осуществляется, согласно закону, через всеукраинскую конференцию сотрудников прокуратуры и Совет прокуроров Украины.

Всеукраинская конференция сотрудников прокуратуры является наивысшим органом прокурорского самоуправления. Данный орган, в частности, заслушивает отчет Совета прокуроров по деятельности прокуратуры, назначает членов Высшего совета юстиции и принимает решение о прекращении их полномочий, назначает членов Совета прокуроров, Квалификационно-дисциплинарной комиссии, утверждает Кодекс профессиональной этики и поведения сотрудников прокуратуры.

Делегатов конференции избирают на собраниях прокуратур каждого из уровней.

В период между всеукраинскими конференциями сотрудников прокуратуры высшим органом прокурорского самоуправления является Совет прокуроров Украины, который состоит из 13 человек.

Совет прокуроров в некоторых случаях вносит рекомендации по назначению и увольнению прокуроров с админдолжностей, организовывает внедрение мер по обеспечению независимости прокуроров, рассматривает вопросы их правовой и социальной защиты и членов их семей.

"Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров является коллегиальным органом, который определяет уровень профессиональной подготовки лиц, которые намерены занять должность прокурора, и решает вопрос о дисциплинарной ответственности, перевода и увольнения прокуроров с должности", - говорится в законе.

Кроме того, законом регулируется заработная плата прокуроров. В 2015 году прокурор местной прокуратуры будет получать оклад в размере 12 минимальных зарплат.

Оклад в региональной прокуратуре устанавливается пропорционально окладу в местной с коэффициентом 1,2, а у прокурора Генпрокуратуры – 1,3.

В законе прописан порядок финансирования прокуратуры, а также обеспечения социальных гарантий прокурорам.

Принятый закон, за исключением некоторых норм, вступает в силу через 6 месяцев с дня его публикации. Ряд норм законодательного акта вступят в силу со дня, следующего за днем публикации.