Венецианская комиссия одобрила конституционную реформу Порошенко

Автор
Венецианская комиссия одобрила конституционную реформу Порошенко

Проекта закона о внесении изменений в Конституцию Украины, предложенный Петром Порошенко получил одобрение Венецианской комиссии.

Выводы комиссии относительно законодательной инициативы главы украинского государства обнародованы в понедельник.

В выводах, в частности, отмечается, что Венецианская комиссия не возражает против передачи части полномочий от парламента президенту.

Венецианская комиссия также считает, что предложенные в проекте принципы децентрализации власти учитывают утвержденный Советом Европы "принцип субсидиарности (преимущества нижнего звена при принятии решений)".

"Новые понятия, такие как, "реальная власть местных органов власти" и "устойчивое развитие административно- территориальных единиц", предложенные в законопроекте являются разумной основой для проведения децентрализации власти в Украине, мы приветствуем этого", - отмечается в документе.

Позитивной также называется инициатива о том, что право распоряжения средствами (госбюджет и налоги) остается за местной общиной. "Реформа может помощь создать современное местное самоуправление, которое будет соответствовать принципам Европейской хартии по местному самоуправлению", - говорится в выводах.

В выводах также отмечается, что предложенные П.Порошенко определение местного самоуправление совпадает с нормами Европейской хартии по местному самоуправлению.

В разделе о взаимодействии президента и парламента, Венецианская комиссия отмечает, что предложение относительно права президента распустить Верховную Раду в случае не формирования коалиции парламентских фракций в 30-дневный срок "не вызывает возражений как таковых, вместе с тем, стоит отметить, что Венецианская комиссия уже выражала сомнения по поводу необходимости формализации понятия "парламентская фракция", неформирование которой дает возможность для роспуска Верховной Рады".

Венецианская комиссия также приветствует то, что властям удалось лишить Генеральную прокуратуру функции общего надзора.

Вместе с тем, негативную оценку получили инициатива о закреплении за президентом права увольнять генпрокурора, глав СБУ и Госбюро расследований без согласия Верховной Рады.

"Должен быть сохранен принцип назначения и увольнения генпрокурора президентом совместно с Верховной Радой", - говорится в выводах.

Комиссия также считает, что парламент необходимо лишить возможности вынесения вотума недоверия генпрокурору.

Как сообщалось, 26 июня президент Украины Петр Порошенко зарегистрировал проект изменений в Конституцию.

3 июля Верховная Рада начала процесс конституционных изменений, включив в повестку дня предложенный П.Порошенко проект.

Глава государства, в частности, предлагает статус регионов для Крыма, Киева, Севастополя и областей Украины, а также новую территориальную единицу – громаду.

Кроме того, в законопроекте отмечается, что жители общины на основе общего, равного, прямого избирательного права выбирают путем тайного голосования соответственно сельского, поселкового, городского голову, который возглавляет исполнительный комитет совета и председательствует на его заседаниях. Срок полномочий сельского, поселкового и городского головы, избранного на очередных выборах, составляет пять лет.

Председатель райсовета избирается из состава депутатов и возглавляет его исполнительный орган. Райсовет по представлению избранного председателя формирует состав исполнительного органа совета.

Председатель облсовета избирается из состава депутатов совета и возглавляет исполнительный орган совета.

П.Порошенко также предлагает назначать представителей президента в регионах и районах.

Согласно законопроекту, представители президента осуществляют надзор за выполнением Конституции и законов Украины на соответствующей территории, за соблюдением прав и свобод человека. Представители президента также направляют и организовывают деятельность всех территориальных органов центральной исполнительной власти и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайного и военного положений.

Кроме того, президент предлагает позволить местным органам власти определять статус специального языкам нацменьшинств, а украинский, согласно законопроекту - единственный государственный язык.

Глава государства также предлагает закрепить за президентом право увольнять генпрокурора, глав СБУ и Госбюро расследований без согласия Верховной Рады.

В законопроекте предлагается исключить норму императивного мандата для народных депутатов. Так, из текста нынешней Конституции исключена ч.6 ст.81 о том, что полномочия народного депутата прекращаются в случае невхождения народного депутата, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выхода народного депутата из состава такой фракции.

Исключена также норма о том, что полномочия народного депутата, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий) прекращаются досрочно в случае его невхождения во фракцию этой политсилы по решению высшего руководящего органа соответствующей политической партии в день принятия такого решения.

В президентском законопроекте отсутствует норма о том, что депутатская фракция в Верховной Раде, в состав которой входит большинство депутатов от конституционного большинства в парламенте, имеет права коалиции депутатских фракций.

Глава государства предлагает в ст. 114 Конституции определить, что премьер-министр назначается парламентом по представлению президента.

"Кандидатуру для назначения на должность премьер-министра Украины вносит президент Украины с учетом предложения парламентской коалиции в Верховной Раде Украины", - отмечается в изменениях в Конституцию.

Члены правительства, согласно президентскому проекту, назначаются Верховной Радой по представлению премьера (такая же норма содержится в действующей Конституции).

Согласно действующей Конституции, министры обороны и иностранных дел назначаются парламентом по представлению президента.

Органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. Государство финансирует осуществление этих полномочий в полном объеме за счет госбюджета или путем передачи в местный бюджет в установленном законом порядке отдельных общегосударственных налогов, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты государственной собственности.

Президент также предлагает исключить статьи 118 и 119 действующей Конституции, регламентирующие деятельность местных государственных администраций.

Проект изменений в Основной закон также предполагает, что президент назначает на должности и освобождает от должностей председателя Антимонопольного комитета Украины, председателей и членов национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий, в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг.

Согласно действующей Конституции, законопроект о внесении изменений в Основной закон Украины может быть внесен в парламент президентом или не менее чем третью народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады.

Президентский проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины должен быть предварительно одобрен большинством от конституционного состава Верховной Рады на текущей сессии.

Изменения в Конституцию будут считаться принятыми, если на следующей очередной сессии Верховной Рады за него проголосует не менее двух третей от конституционного состава парламента (300 народных депутатов).