Нардепы предлагают снизить ставки акциза на подержанные легковые авто

Автор
Нардепы предлагают снизить ставки акциза на подержанные легковые авто

Депутаты предлагают значительно снизить ставки акциза на подержанные легковые авто для детенизации рынка.

Народные депутаты предлагают временно (с 1 января 2016 до 31 декабря 2017 года) значительно снизить ставки акцизного сбора на бывшие в употреблении легковые автомобили, в частности, с целью минимизации использования схем "временного ввоза" для уклонения от уплаты налогов.

Соответствующий законопроект №3251, зарегистрированный в Верховной Раде 7 октября 2015 года, был включен в повестку дня пленарного заседания в четверг.

Авторами законопроекта являются Роберт Горват, Ярослав Дубневич (оба - фракция БПП), Виктор Галасюк (фракция Радикальной партии Олега Ляшко, а также еще более 100 народных депутатов.

Документом предлагается установить новые ставки акцизного сбора на подержанные автомобили (без дифференциации на автомобили моложе пяти лет и старше, как в действующей редакции Налогового кодекса).

В частности, на подержанные автомобили с объемом цилиндра бензинового двигателя до 1 тыс. куб. см ставку акциза предлагается установить в размере EUR0,102 за 1 куб. см (аналогично новым авто), что в 10,7 раза меньше действующей ставки акциза для таких авто не старше пяти лет (EUR1,094) и в 14 раз меньше ставки для авто старше пяти лет.

Наибольшее снижение ставки акцизного сбора предусмотрено на автомобили с объемом цилиндра двигателя 1-1,5 л: их предлагается соответственно снизить в 21,7 раза и почти 28 раз - до EUR 0,063 за 1 куб. см объема двигателя.

Ставка акциза для автомобилей с двигателем 1,5-2,2 л снижается в 6,2 раза и в девять раз - до EUR 0,267, с двигателем 2,2-3 л - до EUR 0,276 (в восемь и 18 раз), с двигателем более 3 л - до EUR 2,209 (в 1,5 и 2,3 раза).

Документом также предусмотрено снижение ставок акцизного сбора на подержанные легковые автомобили с дизельным и полудизельным двигателями.

В частности, на автомобили с объемом цилиндра двигателя до 1,5 куб. см ставка акциза составит EUR 0,103 за 1 куб. см объема цилиндра, что в 13,3 раза ниже, чем действующая ставка для автомобилей моложе пяти лет (EUR1,367 за 1 куб. см), и в 17 раз меньше ставки на авто старше пяти лет (EUR 1,7761 за 1 куб. см).

Автомобили с двигателями 1,5-2,5 л предлагается облагать акцизом по ставке EUR 0,327 за 1 куб. см (почти в шесть раз и 7,5 раза меньше действующих), с двигателем более 2,5 л - EUR2,209 (вместо EUR 2,779 и EUR 4,715 за 1 куб. см).

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что на фоне девальвации национальной валюты и падения покупательной способности населения значительно (более чем вдвое к 2014 году) снизились продажи автотранспортных средств, что приводит к сокращению рабочих мест как в производстве, так и в продажах авто и снижению поступлений в бюджет.

"Потребители не могут покупать новые импортные авто из-за их высокой стоимости в гривне, а подержанные импортные – из-за высоких ставок акцизного сбора, что делает их цену неконкурентоспособной", - отмечается в пояснительной записке.

В этих условиях, отмечают авторы, граждане, особенно в приграничных областях, покупают авто в Европе и используют их в Украине без уплаты налогов. В частности, широко распространены схемы временного ввоза нерезидентами и использования авто в таможенном режиме транзита.

В соответствии с Таможенным кодексом, режим транзита не может превышать пять дней, если перемещение проходит в пределах одной таможни, и 10 дней – в зоне действия двух и более таможен.

"Для продления срока покупаются фиктивные медицинские справки и выводы СТО, что порождает значительную коррупцию в госорганах", - подчеркивается в пояснительной записке.

По информации ГФС, в 2014 году с целью транзита в Украину перемещено 61,5 тыс. ед. личного автотранспорта, пересекавшего границу в направлении "въезд" около 1,5 млн раз. При этом более половины этих авто соответствовали стандарту Евро3 - Евро5 и могли быть оформлены официально. Однако при средней стоимости такого авто около EUR4 тыс. только акцизный сбор составляет такую же сумму, что делает его растамаживание нецелесообразным.

В документе напоминается, что с 2016 года в Украине вводится стандарт Евро5, и снижение ставок акцизного сбора на подержанные авто поможет оформить около 4,5 тыс. автомобилей, соответствующих этому стандарту и находящихся сейчас в таможенном режиме транзита.

По оценке авторов, за счет этого в госбюджет поступит около 300 млн грн в виде налоговых поступлений. По разным оценкам, первичные продажи подержанных авто в 2016 году вырастут до 20 тыс. ед., при этом средний возраст их не будет превышать восемь лет, т.к. автомобили стандарта Евро5 в Европе выпускаются с 2008 года. Это позволит привлечь в бюджет около 900 млн грн.

В целом, резюмируют авторы документа, реальные поступления в госбюджет при реализации данного законопроекта вырастут на 1,2 млд грн.

Между тем, как отмечают эксперты отрасли, высокие ставки акцизного сбора были практически единственным барьером, препятствующим массовому ввозу в Украину подержанных легковых автомобилей.

По расчетам аналитиков AUTO-Consulting, с принятием законопроекта растаможка б/у автомобилей подешевеет в разы. Например, акцизный налог и его составляющая в финальном НДС с автомобиля 1,5 л составит всего 110-115 евро, против нынешних платежей в 3160 евро.

"С принятием такого закона Украина подорвет рынок новых автомобилей, который и так уже обвалился в разы за последние годы. Выдержать наплыв б/у автомобилей смогут лишь считанные единицы автодилеров, остальным придется перепрофилировать свой бизнес. И потери рабочих мест при таком развитии событий опять не избежать", - считают в AUTO-Consulting.