Киев продолжает игру на конкуренции Брюсселя и Москвы

Киев продолжает игру на конкуренции Брюсселя и Москвы

Состоявшийся в Брюсселе в понедельник 16-й саммит ЕС- Украина продемонстрировал стремление обеих разблокировать политический диалог.

Состоявшийся в Брюсселе в понедельник 16-й саммит ЕС- Украина продемонстрировал стремление обеих разблокировать политический диалог, оказавшийся фактически замороженным в прошлом году на волне "дела Тимошенко", обвинений украинских властей в гонениях на оппозицию и в "непрозрачном проведении выборов". Результатом весьма эмоциональной реакции ЕС стала беспрецедентная отмена ежегодного саммита ЕС-Украина, а также затягивание процесса подписания соглашения об ассоциации и "глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли ЕС-Украина и традиционное для ЕС обставление этих экономических документов политическими требованиями.

Однако главной интригой саммита стала традиционная тема выбора ориентации Киева между Москвой и Брюсселем. "Украина не может иметь соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС и одновременно быть членом Таможенного союза с Россией. Это невозможно", - непривычно безапелляционно заявил на итоговой пресс-конференции глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Затем, смягчившись, он продолжил, что ЕС понимает, как важны для Украины полноценные отношения с Россией, и выразил надежду, что Киев "сможет найти оптимальную схему для прагматического партнерства с Москвой".

Президент Украины Виктор Янукович был предельно осторожен, подбирая выражения для ответа на вопрос о необходимости Киева выбирать между Москвой и Брюсселем. "Украина надеется найти оптимальную и взаимовыгодную формулу сотрудничества с Таможенным союзом. Пока такой формулы не существует, но мы работаем над ее созданием и надеемся, что нам удастся ее выработать на переговорах с Москвой", - подчеркнул он.

Лидеры ЕС дали понять, что Брюссель очень заинтересован в подписании соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Украиной в ноябре на саммите программы Восточного партнерства в Вильнюсе. Для Брюсселя такой результат особенно важен, поскольку он позволит "убить одним выстрелом двух зайцев": не только укрепить европейское влияние на Украине, но и вдохнуть жизнь в программу Восточного партнерства, которая с момента своего запуска в 2008 году так и не привела к ощутимому прогрессу в отношениях ЕС с шестью постсоветскими государствами - Азербайджаном, Арменией, Грузией, Белоруссией, Молдавией и Украиной.

"Евросоюз рассчитывает подписать и ратифицировать соглашение об ассоциации с Украиной, которое подтвердит европейские устремления Украины и ее приверженность нашим общим ценностям", - заявил председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей.

Правда, для этого Киев должен выполнить три требования Евросоюза. Ему нужно исключить случаи избирательного правосудия на Украине /как здесь называют судебные процессы над Юлией Тимошенко и ее коллегами/, снять претензии международного сообщества к парламентским выборам в октябре 2012 года, принять программы реформ судебной и избирательной систем. Ван Ромпей особо подчеркнул, что "существенного прогресса" по всем трем направлениям от Киева ждут "не позднее мая".

По оценкам европейских политологов, для украинского президента этот саммит стал еще одним этапом лавирования между Москвой и Брюсселем и использования их геополитической конкуренции. Несмотря на все прошлогодние заявления европейских политиков, что никаких разговоров с Киевом не будет пока Тимошенко сидит в тюрьме, Украина добилась разблокирования переговоров об ассоциации с ЕС, припугнув Брюссель перспективой ухода в Таможенный союз. Что до отношений с РФ, то можно с уверенностью предположить, что новое потепление "на европейском фронте" будет использовано, в частности, для дальнейшего торга по ценам на газ с Москвой.

Подтверждение этому - встреча в Брюсселе на полях саммита еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера и министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого. На ней, в частности, обсуждалась возможность реэкспорта Украиной газа из восточноевропейских стран ЕС, а также дальнейшее участие Брюсселя в модернизации и развитии украинской газотранспортной системы с прицелом на создание не двухстороннего /Россия-Украина/ консорциума в этой сфере, а трехстороннего /Россия-Украина- ЕС/. Эксперты отмечают, что в такой трехсторонней конфигурации у Киева может оказаться значительно более широкая свобода маневра из-за неизбежных энергетических противоречий Брюсселя и Москвы. Будущее соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли также еще далеко не очевидно.

Важно отметить, что Брюссель и Киев используют разные слова для определения процесса сближения Украины и ЕС. Киев говорит о евроинтеграции, тогда как Брюссель употребляет только термин "ассоциация", который и записан в будущем документе. Разница огромна: евроинтеграция - это процесс вступления в Евросоюз, ассоциация - это только сотрудничество без формального членства. Пока в Киеве и Брюсселе делают вид, что не замечают разницы, считая эти слова синонимами. Но если этот вопрос всплывет, то ЕС немедленно разъяснит, что никаких обещаний о приеме Украины он никогда не давал.

Что касается украинских реформ и европейских требований, которыми обставлено подписание соглашений, то, по оценкам большинства аналитиков, это лишь попытка сделать "хорошую мину при плохой игре". С высокой вероятностью "до мая" глубоких реформ от полупарализованной украинской власти ждать не приходится, также как сомнительно и досрочное освобождение Тимошенко или другие радикальные действия в сфере решения проблем с "избирательным правосудием". Скорее всего, со стороны Киева будет представлен ряд демонстративных мер, которые ЕС сочтет достаточными для подписания соглашений с Киевом.

Но и здесь у Евросоюза есть "туз в рукаве". За подписанием соглашения должна последовать ратификация со стороны каждой из 27 стран ЕС, иначе ни ассоциации, ни зоны свободной торговли не будет. На этой стадии любая из стран сообщества, может на продолжительный срок затормозить процесс претворения этих договоренностей в жизнь, выдвинув Киеву новые и значительно более жесткие требования, как уже не раз случалось в практике отношений ЕС с третьими странами. Причем в этой ситуации президент Украины уже не сможет сыграть на соперничестве ЕС и России. Ведь соглашения с Евросоюзом подписаны, выбор сделан и "дать задний ход" и вновь начать разговор о присоединении к Таможенному союзу будет совсем не солидно.

Для украинской политической элиты нынешний саммит стал поводом порассуждать в высоком стиле об общих европейских ценностях и значении Украины для европейского экономического и культурного пространства.

Однако наряду с восторгами по поводу "европейского пути" звучат и предостережения, что реализация соглашения об ассоциации Украины с ЕС и создание в перспективе зоны свободной торговли может обернуться потерей украинских высокотехнологичных отраслей, таких как авиастроение и космическая промышленность. Такое мнение высказали участники состоявшейся в понедельник в Киеве конференции на тему "Что происходит в еврозоне: последствия для Украины", приуроченной к 16-му саммиту Украина-ЕС.

"Взяв курс на евроинтеграцию, Украина делает ставку на развитие агробизнеса и экспорт сырья, в то время как продукцию машиностроения и высокие технологии мы в ЕС экспортировать не сможем", - признал экс-министр экономики Украины, экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов. По его мнению, принятие Верховной Радой заявления о евроинтеграции - это "указание на то, что в данный момент Украина не намерена идти в Таможенный союз". Вместе с тем СНГ является сейчас основным рынком для Украины /31,1 млрд долларов по данным за минувший год/, в то время как экспорт в ЕС составил 20,9 млрд долларов, а отрицательное сальдо в торговле со странами Евросоюза достигло 8,95 млрд долларов.

С этим мнением согласился директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. "Украинская авиационная промышленность не имеет перспектив в ЕС, - заметил он. - Для французской атомной промышленности не нужны украинские технологии. Наша технологическая база с годами стареет, и сейчас возникла такая ситуация, что может резко измениться структура всей экономики страны". Как отметил Толстов в беседе с корр. ИТАР-ТАСС , "это, по сути, может быть ликвидация всей авиационной промышленности Украины, а вместе с ней - и системы образования, обеспечивающей отрасль кадрами специалистов". "Можно сказать, что украинский авиапром уже полетел в Россию", - заметил он, с горечью добавив, что из авиационных специалистов на Украине "останутся только авиадиспетчеры".

"Украине необходимо либо найти новые рынки сбыта для своей продукции, либо принимать на себя риски", - заявил директор Международного фонда Блейзера Олег Устинко. Он не исключил, что одним из последствий нынешнего саммита Украина-ЕС в Брюсселе станет привязка гривны не к доллару, а к бивалютной корзине, причем структура ее будет напоминать ту, что принята в России.

По мнению экспертов, можно ожидать заключения соглашения об ассоциации, где "будут декларации об общих ценностях", но что касается зоны свободной торговли, то этот вопрос может быть урегулирован каким-то временным соглашением, поскольку Украина не сможет быстро пересмотреть правила, регулирующие экспорт металлов и продукции химической промышленности. Если соглашение о зоне свободной торговли с ЕС будет подписано, заметил Виктор Суслов, то по подсчетам экспертов экспорт сырья из Украины вырастет на 10 проц, а импорт из стран ЕС - на 15 проц.

"ЕС заинтересован в импорте украинского сырья и сельскохозяйственной продукции, - считает он. - Последствия для украинской экономики могут быть негативными в том, что касается авиастроения и космоса: все производство окажется в России, а в Украине эти отрасли будут свертываться". "В результате у нас обострятся многие проблемы", - резюмировал он.

К этому остается лишь добавить, что и торговля сельхозтоварами со странами ЕС - это не столь очевидный процесс, как видится многим украинским экспертам. В бюджете современного Евросоюза основной статьей по сей день остается так называемая общая аграрная политика, направленная на защиту европейских сельскохозяйственных производителей, и ее поддерживает мощное аграрное лобби, спикером которого выступает Франция. Поэтому на европейском рынке аграрной продукции Украина сможет лишь занять ту нишу, какую ей оставят европейские партнеры, чтобы ее более дешевая продукция не лишала заработка аграриев из стран Евросоюза.