Искусство китайского мужества

Автор
Искусство китайского мужества

Наверное, не существует на Земле более загадочной и настолько манящей к себе цивилизации, чем китайская.

1 взгляд на монументальные памятники истории и воли человеческого сознания как Великая китайская стена или терракотовые статуи воинов и коней из гробницы императора Циньшихуана — основателя первого централизованного государства на территории Китая, заставляет проникнуться многовековой историей Поднебесной. Но еще больше восхищает то, что находится за занавесом, то, что так притягивает и одновременно не вписывается в рамки нашего сознания.

1-й из вечных загадок есть и будет загадка духовности Китая. Ни для кого не секрет, что Поднебесная империя не отличалась особой лояльностью к соседям и нуждалась в исключительной боевой мощи. А когда европейские "ценители" обратили свой взор на Восток, то были поражены тем, насколько философские трактаты тесно связаны с гимнастическими упражнениями. Уже не говоря о таком разнообразии стилей этой техники от дыхательно-медитативных систем до боевых комплексов под единым названием ушу.

Будучи мало знакомыми с какимилибо традициями кроме собственных, первооткрыватели Китая очень быстро превратили свои новые открытия в мифы о загадке китайской цивилизации. А флагманом историй, конечно же, стало "таинственное искусство боя", дающее человеку сверхъестественные способности не чувствовать боль, останавливать удары, ломать камни руками и чуть ли не путешествовать во времени, находясь в трансе.
В переводе с китайского "ушу" означает "боевая техника". Это определение было предложено в начале ХХ века и вобрало в себя более ранние определения, такие как "цзицзи", "цзиюн", "цюаньшу", "цюаньюн", в переводе они звучат приблизительно как "техника ударов", "техническое искусство", "кулачная техника", "кулачные герои" и датируются намного ранее ХХ века. В современной же истории термин "ушу" обрел более широкое значение и являет собой скорее что-то похожее на гимнастику с применением боевых движений, чем исключительно боевое искусство. А главное, ставит перед собой задачи укрепления здоровья, продления жизни, баланс жизненной энергии и внутреннее спокойствие.
Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически каждое мало-мальски крупное поселение Китая формировало свой стиль или разновидность стиля "боевого искусства". Эксперты выделяют около 130 стилей и практически с каждым из них связано неимоверное количество историй и легенд.  Сделаем небольшой экскурс в историю формирования этой "культуры жизни". Выделяют 3 основных направления ушу: Уданское, Шаолиньское, Эмейское.
Уданское направление сформировалось на базе религиознофилософского учения даосизма, связанного с постижением человеком его "дао", то есть Пути. Основа учений даосизма — это учение о 2-х началах инь и янь и 5-ти первоэлементах бытия. Приверженцы этого направления создали сложную систему оккультных наук и хиромантии. Человек в процессе жизни должен достичь равновесия и тем самым получить бессмертие.
Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Учитывая это, монахи разрабатывали специальные комплексы гимнастики с целью добиться эластичности мышц, укрепить суставы, сухожилия, обострить нервные окончания тела.
Если обобщить особенности этого направления, то можно выделить следующие правила: – Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих движений.
– Плавность и округлость движений.
– Расслабление, позволяющее "двигаться, будучи в покое, оставаясь при этом настороже".
– Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.
Другим крупным направлением в ушу является Шаолиньское, включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. Духовным наставником этого направления можно считать мастера Цзюэ Юаня (вторая половина XIV века), который перебрался в монастырь, чтобы полностью посвятить свою жизнь проблеме единства духа и тела.
В процессе своего обучения мастер не только овладел Шаолиньским ушу, но и привнес в него целый ряд фундаментальных новшеств, основываясь на точных знаниях анатомии.
Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей "Тигра", "Дракона", Если вы дочитали до этих строк, то, скорее всего, вам будет интересно узнать, в чем же эти заветные секреты. Итак, если вы готовы начать нелегкий путь и в конечном итоге уравновесить тело с душой, это займет приблизительно каких-то лет пятнадцать!!! По крайней мере, в те времена, когда ушу еще было искусством боя и жизни, ученику приходилось 5 лет отрабатывать культуру движения и базовую технику для закалки духа и тела. Следующие 5 посвящались спаррингам и тактике, а последняя 5-летка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиций школы — наиболее сложных приемов, экстрасенсорных навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д. "Леопарда", "Змеи", "Журавля" (известные нам по ряду кинофильмов).
Последнее направление в ушу — Эмейское. Представляет собой некую компиляцию стилей. Название походит от Эмейских гор, которые расположены в одной из самых известных провинций Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое. Если вы дочитали до этих строк, то, скорее всего, вам будет интересно узнать, в чем же эти заветные секреты. Итак, если вы готовы начать нелегкий путь и в конечном итоге уравновесить тело с душой, это займет приблизительно каких-то лет пятнадцать!!! По крайней мере, в те времена, когда ушу еще было искусством боя и жизни, ученику приходилось 5 лет отрабатывать культуру движения и базовую технику для закалки духа и тела. Следующие 5 посвящались спаррингам и тактике, а последняя 5-летка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиций школы — наиболее сложных приемов, экстрасенсорных навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д. В ходе занятий ученик рассматривался как порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов и вся программа тренировок включала в себя симбиоз психологической и физической подготовки. 85% времени отводилось психофизической подготовке и лишь 15% — физическому тренажу, как то отработка боевого искусства.
Одной из наиболее сложных и важных тренировок была работа с первоэлементами или стихиями.
Осваивая специальные комплексы, ученик не только приучался видеть все жизненные процессы через призму пяти стихий и полярных сил инь-янь, но и приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода, бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.  Немного конкретизируем, в чем же заключалась работа со стихиями. Дерево. В эту стихию входило все, что имело отношение к дереву. Копья, палки, ходули, угли также использовались и сами деревья как статичные тренажеры, по которым можно лазить, смотреть и т.д. Огонь. Очень важным было проникнуться жизнью огня, сделать его частью себя путем тренировок. Например, прыжки через огонь, хождение по углям, тушение огня руками.
Земля. Тренировки включали всевозможные контакты с землей вплоть до закапывания, начиная с колен и заканчивая всем телом. Металл. На этом этапе ученик должен был освоить свойства металлов: эластичность, упругость, жесткость. Также работа с холодным оружием. Вода. Ученик должен познать эту стихию в трех ее состояниях: кипящая вода (пар), холодная вода и лед, а также уметь использовать воду как средство массажа и закаливания, так как в воде человек попадает в абсолютно другую среду и условия.
В искусстве ушу ничего не делается просто, например, упомянутые выше пять стихий соответствуют пяти внутренним и пяти внешним органам человека. Эта практика позволяет не только ощущать силу стихий в себе, но и определить состояние противника или же ученика, которому предстоит пройти нелегкий путь. Согласно учению волосы представляют кровь.
Если они тусклые и ломкие, то кровь требует очистки. Ногти — показатель связок и сухожилий. Если первые крошащиеся и ломкие, тогда и вторые не в лучшем состоянии. Точно так же зубы — отражение состояния костей.
Язык же может дать представление о мышцах. Если он ослаблен и у человека нечеткая речь, — значит, мышцы следует укрепить.
При всей разнообразности стилей ушу существует всего восемь способов движения: поднимание — опускание; наступление — отступление; опрокидывание — уворачивание; сжатие — распрямление. Занимающемуся ушу нужно сконцентрироваться на трех основных качествах: зоркость глаз, умение различать детали; чуткость ушей, способность слышать малейшие звуки; отвагу сердца, страх появляется от неизвестности или от незнания.
И напоследок несколько изречений великих учителей ушу.
"Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться".  Иными словами, следует все делать в полную силу, с полной отдачей. "Дракон использует силу, не замечая ее, однако гора не может устоять". Это нужно понимать как: истинное мастерство не должно быть видно, все движения следует выполнять легко, естественно, красиво, но внутренняя энергия должна быть мощной и несокрушимой. "Направь свою волю на постижение пути, придерживайся принципов морали, поступай в соответствии с принципом человеколюбия, упражняйся в искусствах".
Эти слова поистине золотые! К сожалению, современные школы ушу больше концентрируются на отработке техники, а вот искать силу внутри себя и то "пресловутое" равновесие, попросту не актуально, а может просто не хотят углубляться в такие глубины. Идея гармонического самосовершенствования уступила место духу самоутверждения. Принципы поиска Пути преданы забвению во имя результатов. На 1-е место вышло техническое совершенство, не содержащее в своей основе ровным счетом ничего, кроме перечня стандартов и правил.