Обзор Subaru BRZ: машина-динамо

Автор

Еще до официального дебюта Subaru BRZ, автомобиль вызвал различные, порой прямо противоположные, отзывы.

С одной стороны, спортивная история "Плеяды" вполне себе достаточное основание для появления в линейке легендарных WRX и STI еще одного спортивного представителя с шильдиком Subaru; с другой же – атмосферному купе с заднеприводной трансмиссией, по мнению большинства поклонников марки, куда более подходит название Toyota GT86 или Scion FR-S, нежели Subaru.

Для чего? – вопрос, который приходилось слышать чаще всего во время общения с "субаристами". В попытках определить целевую аудиторию авто мы сходились на проспортивно настроенной молодежи, которую способна привлечь эстетика купе с начинкой из традиционно по-субаровски добротной ходовой частью и, скажем так, не слишком выразительным мотором. Этакий "учебный спорткар", если позволите так выразиться; промежуточное звено между "стихой" и гражданскими птенцами гнезда Subaru.

Правы ли мы в своих маркетинговых прогнозах? – на этот вопрос ответит время. Однако нынешний подход к Subaru BRZ именно с обозначенных позиций.

Обоснование

На самом деле, BRZ – равно, как и ее клоны: Toyota GT 86 и Scion FR-S, называется спорткупе. Однако давайте сразу сойдемся на том, что купе – лишь тип кузова, и эпитет "спорт", в данном случае, вряд ли характеризующая деталь экстерьера. Скорее он призван подчеркнуть ездовые качества автомобиля, облаченного в динамичный "костюм"; его управляемость, ходовые и моторные способности. А значит, Subaru BRZ – все-таки спорткар. И в этом смысле должен отвечать определенным требованиям.

Что же такое спорткар? Несмотря на частое – порою слишком частое – использование этого термина, единого и в той же мере четкого определения нет. Не слишком щепетильные автожурналисты готовы иной раз обозвать спорткаром буквально любое авто, чуть "погорячее" среднестатистического, например, Skoda Fabia RS… И тот же термин применить в отношении автомобиля совершенно иного толка, скажем, McLaren P1. Согласитесь, эти транспортные средства трудно даже представить на одной стартовой решетке, - не то что противопоставить в реальности. Тем не менее, поскольку номинатив в действии, нужно прийти к ясному оценочному знаменателю. Не мудрствуя лукаво мы обратились к популярной "Википедии". Конечно, этот народный источник знаний вызывает весьма противоречивые толки. Однако популярен, а это, в свою очередь, означает, что – объективен, так или иначе.

Словом, молва гласит: "Спортивный автомобиль или спорткар — условно-обобщенное наименование широкого класса 2-х-, редко 4-местных автомобилей, имеющих более высокие скоростные качества и соответственно повышенную мощность мотора и низкую посадку кузова. В отличие от гоночных автомобилей, спортивные предназначены для езды по дорогам общего пользования (а значит, проходят государственную регистрацию). Спорткары еще принято называть Рингтулом (пакет опций, позволяющий уверенно чувствовать себя на гоночной трассе). Типичный Рингтул включает спортивную и более жесткую подвеску, аэродинамический обвес, спортивную тормозную систему и сварной каркас безопасности".

По идее, если забыть о сварном каркасе безопасности или отнестись к нему, как некоей дополнительной опции, Subaru BRZ вполне соответствует всем пунктам определения. А значит, автомобиль достоин проверки гоночной трассой и получения определенных оценок с точки зрения работы двигателя, коробки передач, рулевого управления, подвески и тормозной системы.

Примерочная

Оказавшись за рулем, оглядевшись мельком, вы понимаете – это Subaru без примеси Toyota. Причем по части пластика – Subaru в своем бюджетном исполнении. Передняя панель, а уж тем паче торпедо не оставляют сомнений в статусе автомобиля: 3 "колодца" панели приборов сообщают информацию об оборотах двигателя, скорости автомобиля, количестве топлива и температуре охлаждающей жидкости. Причем, как и положено на спорткаре, доминирует окаймленный металлом тахометр. Кроме того, в обруч тахометра встроен прямоугольник электронного спидометра – дизайн, заимствованный у производителей спортбайков и явно призванный подчеркнуть динамику…

Которой, как выясняется на поверку, не так уж и много. Под капотом Subaru BRZ разместился 4-цилиндровый атмосферный двигатель объемом 2 л и мощностью 200 л. с. Это – продукт под именем "субайота": оппозитный блок цилиндров Subaru FA20 накрыли ГБЦ Toyota D-4S. Впрочем, повадки остались “субаровские” – та же электровозная тяга во всем диапазоне, уверенная, но по-атмосферному скучная, те же легкие оппозитные вибрации и даже бормочет он так же.

На трассе

Троганье с места – момент легкого недоумения. Понятно, что никто и не ждал от BRZ прыти MPS, выдавая которую на тест представители российской "Мазды" делали ставки – заглохнет журналист с первой попытки или, отсвистев резиной положенные энное количество метров, заглохнет потом, в ужасе отжав педаль тормоза обеими ногами и забыв выключить передачу. Тут же получалось как-то совсем скучно: первая – 7 тыс. об/мин – вторая – 7 тыс. – третья… Отмечаешь четкость и некую приятную жесткость работы 6-ступенчатой МКП. И все же временами возникает ощущение, что ты везешь на корме несколько сотен лишних кг. Инстинктивно кладешь руку на рычаг ручного тормоза: может, забыл все-таки сбросить вниз еще пару-тройку зубцов? Нет, все нормально; так и должно быть. Спустя пару десятков километров понимаешь, что коробка позволяет сохранять сносную динамику в диапазоне где-то с 5500 до 7000 оборотов двигателя. Однако любителям амбивалентности "понты + резвый светофорный старт" посоветуем внимательно оглядеться по сторонам: если по соседству притаится какой-нибудь "убогий спорткар" типа приснопамятной Skoda Fabia RS, то на следующем светофоре амбивалентно выглядеть будет уже владелец "Шкоды", а не вы.

Ходовая часть BRZ не вызывает вопросов (для Subaru и не удивительно). Более того, оставляет впечатление, что справиться с этим авто по силам и ребенку – ложное, конечно, чувство и, наверное, даже где-то опасное. Однако что есть, то есть. Забудьте о недостаточной поворачиваемости. Будь вы опытный пилот, рассчитывающий точки торможения, входа в поворот и выхода из него с ускорением и своевременным обратным рулением, или новичок, резко и без должной меры обращающийся с органами управления, - передок BRZ будет послушно следовать избранной траектории. Избыточная управляемость, свойственная заднеприводным автомобилям, легко нивелируется рулежкой - спровоцированный занос так же просто отловить, как рыбу в аквариуме продуктового магазина. Впрочем, если не отключать систему стабилизации, то рыбное меню вам и вовсе не светит.

Кстати, пару слов о системе стабилизации. Как и на родстере MINI Cooper S, для ее отключения нужно не просто нажать на кнопку, но, утопив ее, подержать некоторое время, - и тогда BRZ, как говорится, будет в полном вашем распоряжении.

Чуть больше информативности хотелось бы от тормозов и руля. Возможно, это опять завышенные требования к авто, претендующему на звание спорткара.

В целом же, подчеркнем, от ходовой части получаешь подлинное наслаждение и задумываешься о каком-нибудь моноклассе (например, подобии японской серии SUPER GT, где поедет почти стоковая Subaru BRZ GT300).