Парламентские слушания на тему: "Развитие предпринимательства в Украине и поддержка малого и среднего бизнеса"
- Автор
- Дата публикации
- Автор
30 сентября в Верховной Раде прошли парламентские слушания на тему: "Развитие предпринимательства в Украине и поддержка малого и среднего бизнеса".
В слушаниях, инициатором которых выступил Комитет Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства, приняли участие народные депутаты, представители правительства, Администрации Президента Украины, руководители и представители местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления предприниматели, представители бизнес-объединений, отраслевые эксперты.
Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины Андрей Парубий, открывая парламентские слушания, отметил, что малый и средний бизнес - это социально-экономический фундамент возрождения и развития украинской экономики, это хребет украинской экономики европейского образца. Именно малый и средний бизнес во многом определяют темпы экономического роста, структуру и социальную ориентацию внутреннего валового продукта.
Парубий также сказал, что одна из основных функций малого и среднего бизнеса, которая является чрезвычайно важной, - это создание миллионов рабочих мест. "Но для того, чтобы Украина достигла значительных экономических успехов, необходима государственная политика, направленная на ликвидацию недостатков и создание конкурентных преимуществ для развития малого и среднего бизнеса, политика, основанная на лучшем мировом опыте и учитывающая украинские реалии. Такая политика должна формироваться властью совместно с бизнесом, экспертной средой и обществом в режиме постоянного диалога ", - подчеркнул он.
Председатель Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, в частности, отметил, что главные люди в стране это "не Президент, это не премьер-министр, это не депутаты. Это вы, те, кто рискуют, те, кто вкладывают свои средства, свое время, свою энергию в собственное дело, те, кто создают рабочие места, те, кто платят налоги в бюджеты всех уровней. Поэтому вам мы дадим слово первыми, а уже после вас будут выступать представители центральных органов исполнительной власти, народные депутаты, и они будут реагировать на то, что сегодня вы нам здесь скажете".
Среди проблем, с которыми предприниматели сталкиваются ежедневно, В.Галасюк назвал обвал покупательной способности через шоковую девальвацию гривны, сверхвысокие и сложные в администрировании налоги, которые являются одними из самых высоких в Европе, нагрузка на фонд оплаты труда. "Это и контрабанда на таможне, и коррупция на всех уровнях, которые, к сожалению, не стали меньше, это и ржавчина, которая поедает экономику страны, общество и блокирует наше развитие. Это и драконовская стоимость кредитов, которая делает их абсолютно недоступными для малого и среднего бизнеса, это искусственные регуляторные барьеры и часто необоснованный незаконное давление контролирующих и силовых органов на добропорядочные предприятия, в том числе, на предприятия ИТ-отрасли, это рейдерские атаки и слабая защита права собственности", - подчеркнул председатель Комитета.
По словам докладчика, это далеко не полный перечень острых и системных проблем, с которыми сталкиваются украинские предприниматели. "Для их решения в нашем комитете наработана модель промышленной политики, утвержденной комитетом, которую мы последовательно воплощаем в жизнь через принятие конкретных законов, и особое место в этой модели отводится именно предпринимателям малого и среднего бизнеса", - сообщил он.
Председатель Комитета, говоря о том, что сделано для развития малого и среднего бизнеса, напомнил о нескольких принятых законов, в частности, о законах "О дерегуляции, который снимает ряд регуляторных барьеров и ограничивает права контролирующих органов, запрещает изъятие серверного оборудования ИТ-компаний .
В.Галасюк также напомнил о принят новый Закон "О лицензировании", который сокращает количество лицензированных видов деятельности вдвое, отменяет двойное лицензирование активных фармацевтических ингредиентов, и о принятом законе, который запрещает на 10 лет экспорт из Украины необработанного леса-кругляка, необработанной древесины для того, чтобы отечественная деревообрабатывающая отрасль и мебельная отрасли имели шанс на спасение и развитие.
По словам председателя комитета, также были приняты законы о масштабной энергомодернизации бюджетного сектора через энергосервисные контракты по образцу европейских стран, что позволит экономить до миллиарда кубических метров газа в год, покупая его в России. Комитетом подготовлены ко второму чтению чрезвычайно важные инвестиционные законопроекты: о государственно-частном партнерстве, об индустриальных парках и тому подобное. Разработаны законопроекты об отмене дополнительной импортной пошлины на сырье для украинских производителей и об экспортно-кредитное агентство, которое должно помочь украинским производителям, малому и среднему бизнесу выйти на европейский и другие новые зарубежные рынки, а также отдельный законопроект о поддержке малого и среднего бизнеса и тому подобное.
По инициативе Комитета стартовал Антикризисный экономический штаб, который помогает предпринимателям решать острые вопросы в регуляторной, налоговой, таможенной и других сферах.
"Кроме этого, по нашей инициативе стартовал Антикризисный экономический штаб, который помогает предпринимателям решать острые вопросы в регуляторной, налоговой, таможенной и других сферах. И я очень благодарен коллегам народным депутатам, руководителям дружественных комитетов, которые включились в работу штаба и нам активно помогают.
И особенно я хотел бы отметить помощь и поддержку руководительницы налогового комитета госпожи Южаниной ", - подчеркнул глава комитета.
Однако, заметил В.Галасюк, этого недостаточно. "Мы будем продолжать работу на основе ваших рекомендаций в первую очередь. Для того чтобы быть эффективными, власть должна иметь нормальный общественный диалог между бизнесом, экспертной средой и обществом, коммуницировать эти потребности и на законодательном уровне принимать их", - отметил он.
Во время парламентских слушаний выступили руководители и представители украинских бизнес-ассоциаций, общественных объединений предпринимателей малого бизнеса, профсоюзов защиты предпринимательства.
Руководитель Инициативы "Первое профессиональное правительство реформ" Андрей Длигач отметил, что единственным способом для развития предпринимательства является модернизация экономики, восстановление доверия к органам власти и к Украине как к рынку для инвестирования. Предложив ряд необходимых для достижения этого мер, докладчик отметил важность создания Фонда развития малого и среднего бизнеса. "Это вопрос не только доступа к проектному финансированию по европейским ставкам, это предоставление сервисных услуг малому и среднему бизнесу, который сейчас не в состоянии объединяться и платить за юридическое, бухгалтерское и ИТ-сопровождения, это консолидация бизнеса, в частности, в вопросах экспорта и, кстати, это, конечно, создание проектного комитета, который должен быть независимым и должно быть экспертным со стороны бизнес-среды ", - заверил докладчик.
Соучредитель Гражданской платформы "Новая Страна" Валерий Пекар предоставил свой рецепт экономического роста - упростить ведение бизнеса и уменьшить налоги. Рассматривая налоговую политику как инструмент экономического возрождения, он предложил внести в проект рекомендаций парламентских слушаний пункт о необходимости обеспечения разработки и приоритетное рассмотрение новой редакции Налогового кодекса, предусматривающего уменьшение налогов на заработную плату, сохранение упрощенной системы налогообложения, отмена НДС-счетов и налоговой инспекции.
Председатель правления Союза промышленников Турции и Украины Расим Бекмезджи акцентировал внимание на проблеме контрабанды в Украину, решить которую посоветовал посредством усиления сотрудничества по обмену информацией с государствами, с которыми Украина ведет внешнеэкономическую деятельность, принятия административных и банковских ограничений для офшорных операций, упрощение таможенных процедур и обеспечение прозрачности деятельности таможенных органов. Результатом указанного должно стать укрепление отечественного производителя, повышение инвестиционной привлекательности украинского рынка, обеспечения честной конкуренции, наполнения бюджета и повышения качества жизни украинского народа.
Анализируя результаты участия Украины в программах ЕС по поддержке малого и среднего бизнеса, представитель Украинского союза промышленников и предпринимателей в Европейском Союзе Николай Тимощук посоветовал Украинской Стороне в дальнейших переговорах с ЕС поднять вопрос о необходимости доработки таких программ. Он поддержал инициативу Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства по скорейшему принятию мер, которые обеспечили бы перенаправления части международной помощи Украине на финансирование объектов малого и среднего бизнеса и обеспечили бы удешевление кредитования для украинских предпринимателей ".
Технический советник Проекта USAID "Уверенный бизнес - богатая община" Любомир Черной рассказал о подходах к обеспечению эффективного регулирования хозяйственной деятельности в Украине и отметил, что в правовом поле, прежде всего, нужно воплотить изменения, которые обеспечили бы стабильность налогового законодательства, упрощение процедур администрирования и налоговой отчетности, минимизацию применения разрешительных процедур и расширение сферы применения административных услуг, упрощение различных административных процедур и тому подобное.
Президент ГС "Украинская Бизнес Ассоциация" Владимир Чеповой отметил необходимость построения прозрачной системы коллективной безопасности бизнеса Украины, что в сотрудничестве объединений с деловыми СМИ и адвокатским сообществом будет, своего рода, "сервисом оперативного реагирования, видеофиксации и юридического сопровождения сложных ситуаций", представляющих угрозу ведению бизнеса в Украине.
Председатель ВОО "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич доложил о проблемных вопросах малого и среднего бизнеса (налогообложение, администрирование, безопасность) и призвал безотлагательно пересмотреть действующее законодательство и принять четкие "правила игры", а также - уменьшить налоговую нагрузку и администрирование для того, чтобы сохранить предпринимательство.
Директор ассоциации "ИТ Украины" Виктор Валеев поделился требованиями к системе подготовки кадров на всех уровнях для повышения конкурентоспособности бизнеса.
Доцент Григорианского университета (Италия) Президент Академии Этики и Экономики Зиновий Свереда рассказал о том, как можно задействовать опыт социального предпринимательства в Европе для решения проблем безработицы и развития депрессивных регионов в Украине.
Участники слушаний заслушали доклады на темы: "Стратегия и модернизация экономики Украины для обеспечения устойчивого роста", "Направления реформирования, налогообложения малого и среднего бизнеса", "Налоговая политики как инструмент экономического роста", "Механизмы обеспечения детенизации экономики и легализация рынка труда", "Проблемные вопросы малого и среднего бизнеса", "Контрабанда и коррупция на таможне как угроза украинской промышленности и инвестициям", "Программа ЕС по поддержке малого и среднего бизнеса в Украине", "Мероприятия по расширению доступа малого и среднего предпринимательства к финансированию".
Перед участниками парламентских слушаний выступили также представители Кабинета Министров.
Министр юстиции Павел Петренко в своем выступлении отметил, что именно Государственная фискальная служба, представители которой отсутствуют на этих слушаниях, должна быть сервисным центром для предпринимателей, "а не тем органом, который занимается вымогательством, ловит предпринимателей, требует взятки и создает вам проблемы".
П.Петренко проинформировал о комплексной проверке Государственной фискальной службы, которая сейчас происходит во исполнение Закона "О люстрации". Он отметил, что "очень много кадров, которые работали много лет, фактически остались там работать по старым правилам и по тем правилам, которые окончательно их переучат".
Он сообщил, что позиция правительства и позиция премьер-министра очень четкая: если руководство Государственной фискальной службы не начнет обновлять персональный состав, так, как это делается с полицией, тогда будет меняться руководство Государственной фискальной службы.
По мнению министра, "Государственная фискальная служба, которая сейчас имеет 50-60 тысяч человек, должна изменить вообще философию работы с предпринимателями. Это должна быть сервисная служба для малых и средних предпринимателей. Более того, малый и средний бизнес не должен знать как выглядит налоговик в лицо, для крупного бизнеса эта слкжба должна быть фактически центром консультирования, а не органом, который занимается другими плохими вещами ".
"Позиция правительства очень четкая: или комплексная реформа, набор новых людей, причем очень просто это можно делать, начать с офиса больших плательщиков, изменить полностью персонально, затем областные офисы и спускаться вниз к регионам ... Вопрос по реформе фискальной службы будет в ближайшее время очень остро стоять или о комплексной реформе, или о изменениях персоналий ", - подчеркнул он.
П.Петренко относительно отношений Министерства юстиции с бизнесом сказал, что еще не все проблемы сняты, "но мы максимально движемся по системе, чтобы вы получили хороший сервис, меньше общаясь с государственным служащим. Поэтому мы ввели систему онлайн-сервисов".
По словам чиновника, полтора миллиона предпринимателей ежегодно получали в Министерстве юстиции, в регистрационной службе выписки, выдержки, справки. "Вы, наверное, все знаете, что это такое. Очереди по несколько дней или 300 гривен для ускорения процесса. С 7 апреля этого года мы ввели систему, когда на сайте Минюста вы можете это сделать за 30 секунд, без общения с каким-либо чиновником получить любой документ. Миллион украинцев воспользовались за это время этой услугой. Также мы ввели систему онлайн-регистрации компаний. Сейчас мы хотим максимально упростить подачу любой отчетности, это касается именно регистрации в Министерстве юстиции. Только через Интернет, чтобы вы не ходили по кабинетам чиновников.
И напоследок. Здесь было много сказано, что основная проблема это монополизация и бюрократия.
Наша философия очень проста: Министерство юстиции – первое министерство, которое отказывается от своих функций по регистрации, передает эти функции нотариусам и местным органам власти ", - сообщил министр.
П.Петренко, завершая выступление, отметил, что "эта философия упрощения жизни простому украинцу, будь то предприниматель, или человек, который не занимается бизнесом, должна быть основой в работе всех органов, имеющих контакт с предпринимателями".
Председатель Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина в своем выступлении отметила, что малый бизнес сегодня является основой экономики Украины. Малый, средний бизнес сегодня - это 70 процентов налоговых поступлений. "Кто думает, что налоги платит крупный бизнес, ошибается. Налоги платит и финансирует пенсионеров, учителей, врачей малый и средний бизнес.
Это 7,5 миллионов только наемных лиц. Добавьте к этому еще 2 миллиона самоустроенных, и вы увидите, что это почти половина занятого населения, - это малый, средний бизнес. И это уже почти 70, более 60-и процентов объема реализованной продукции. ВВП создает сегодня в Украине малый, средний бизнес. Это, несмотря на то, что нам плохо, что много проблем. Малый, средний бизнес за эти 25 лет научился выживать в любых условиях. И он самый сильный в Европе. И может конкурировать с любым ", - подчеркнула она.
Ляпина, говоря о том, что делается властями для развития малого и среднего бизнеса сегодня, отметила, что самой большой проблемой является давление контролирующих органов. Поэтому из 79 контрольных органов остается 32.
Председатель Государственной регуляторной службы отметила, что мораторий на проверки действовал. На 85 процентов сократилось количество проверок. Но это все без учета фискальных проверок. Фискальные проверки, по ее словам, "к сожалению, живут своей жизнью. И все наши усилия по дерегуляции, к сожалению, пока до них не дошли".
Ляпина обратилась к участникам слушаний за помощью в проведении дерегуляции. По ее словам, по оценкам экспертов на10 млрд гривен сокращен список различных расходов, которые тратились на осуществление регуляторных процедур: это и лицензии, которые сократили до 30 с 57 видов деятельности, это и сокращение различных разрешений, согласований, сертификатов и т.д.
Председатель Государственной регуляторной службы также сообщила о некоторых нововведениях по улучшению условий для ведения бизнеса, в частности, о м-тест, это сноубизнестест, который применяется почти во всех европейских странах. Перед тем, как принять любое регулирование, которое распространяется на малый бизнес, орган власти должен посчитать, сколько будет стоить выполнение этого регулирования не для бюджета, а для бизнеса. По ее словам, такое требование сегодня подготовлено, проект постановления, которым вводится этот м-тест, направлен в правительство.
Перед участниками слушаний также выступил бизнес-омбудсмен в Украине Шемета. Он рассказал о своей роли в решении проблем малого и среднего бизнеса.
Он сообщил, что начал работать четыре месяца назад и за это время уже от предпринимателей поступило 360 жалоб, 84 процента из которых от представителей малого и среднего бизнеса.
По его словам, в эти четыре месяца закрыто 40 дел, то есть это те решения, которые помогли предпринимателям, подготовлены два системных отчета. Прямой экономический эффект от деятельности бизнес-омбудсмена составил 110 млн грн. Это возвращен НДС, аннулированы штрафы, санкции бизнеса и другие прямые финансовые результаты, которые получил бизнес.
А.Шемета также привлек внимание к нескольким проблемам, которые ставит бизнес перед своим омбудсменом - это администрирование налогов, 40 процентов жалоб как раз по этой причине. Другая проблема - это действия силовых структур, на которые жалуются 20 процентов предпринимателей.
Бизнес-омбудсмен сообщил о том, что сейчас готовится системный отчет по администрированию налогов, в котором будет вывод по решению этой проблемы.
Министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичюс в своем выступлении отметил, что экономическая ситуация в стране остается сложной. Он согласился с одним из выступающих, который сказал, что для успешного развития экономики и предпринимательства нужны три вещи: налоговая реформа, демонополизация и борьба с коррупцией.
А. Абромавичюс высказался за создание в Украине благоприятных условий для всех субъектов, но в первую очередь для малого и среднего бизнеса, который должен стать центром экономического развития.
Перед участниками парламентских слушаний также выступили народные депутаты О.Белькова, А.Данченко, Н.Королевская, Р.Демчак, А.Кирш.
Также активное участие в обсуждении приняли заместитель председателя Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства, народный депутат Александра Кужель и член Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, народный депутат Оксана Продан.
Председатель Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, подытоживая, отметил, что эти парламентские слушания - сигнал для правительства наладить нормальный открытый диалог с бизнесом, чтобы это происходило не раз в 10 лет или в 5 лет.
В. Галасюк обратился к участникам слушаний с просьбой, чтобы они направили свои предложения по решению озвученных проблем в Комитет, чтобы они легли в основу рекомендаций парламентских слушаний.
На этом парламентские слушания, посвященные развитию предпринимательства и поддержки малого и среднего бизнеса завершились.