Эксперт: ТС имеет слабую привлекательность для украинского бизнеса

Эксперт: ТС имеет слабую привлекательность для украинского бизнеса

Такое мнение высказал профессор Павел Гайдуцкий.

Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана имеет слабую привлекательность для украинского бизнеса, так как внешняя торговля Украины все больше переориентируется с СНГ на Евросоюз и другие страны. Так, за 18 лет во внешнеторговом обороте Украины доля стран СНГ сократилась с 56 до 36%. Вместе с тем, увеличилась доля ЕС и других стран.

Об этом пишет в своей статье директор Института стратегических оценок при президентском фонде Леонида Кучмы "Украина", академик НААН, доктор экономических наук, профессор Павел Гайдуцкий, со ссылкой на результаты исследования, проведенного институтом.

"Это нормальная диверсификация внешней торговли, осуществляемая даже в том же Евросоюзе или других торговых союзах... Этим процессам невозможно противостоять какими-либо санкциями или, тем более, государственными стимулами. Интерес бизнеса сильнее любых искусственно придуманных в государственных учреждениях приоритетов", - считает П. Гайдуцкий.

Географическая структура высокотехнологичного импорта в Украину, отмечает специалист, свидетельствует о том, что на Таможенный союз приходится только 24%, а основная доля (40%) - на ЕС и 36% - на другие страны. В целом, доля высокотехнологичного импорта Украины с ТС почти вдвое ниже общей доли импорта. В то время как по ЕС и другим странам - наоборот, доля высокотехнологичного импорта превышает долю общего импорта.

"Более того, страны ТС тоже не являются основными потребителями украинского высокотехнологичного экспорта, почти две трети которого идет в другие государства, в том числе 37% - в ЕС. Следовательно, для украинского бизнеса интеграционная привлекательность тоже тяготеет не к ТС, а к ЕС", - констатировал директор Института стратегических оценок.

Гайдуцкий отметил, что членство в Таможенном союзе, фактически, несовместимо с обязательствами Украины перед ВТО, а также с созданием глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС, поскольку ТС имеет свой орган (комиссия ТС), имеющий право проводить собственную интеграционную и внешнеторговую политику ТС.

"Тарифная политика ТС на 92% формировалась на основе российской системы таможенных тарифов. Поэтому сегодня между этой системой и украинской, адаптированной 5 лет назад к ВТО, существуют серьезные диспропорции", - поясняет специалист.

Учитывая, что ЕС является крупнейшим поставщиком в Украину инвестиционных товаров и товаров длительного пользования, более дорогой импорт из ЕС (вследствие повышения тарифов до уровня ТС) приведет к замедлению модернизации и будет препятствовать долгосрочному экономическому развитию", - подчеркнул Гайдуцкий.

Экономист также отметил, что за короткий период функционирования Таможенного союза в нем возникло уже немало проблем. Даже 1-й опыт его работы показывает, что для Беларуси и Казахстана, по сравнению с Россией, ситуация складывается неблагоприятно.

Так, за 2012 год экспорт в рамках ТС вырос почти на 9,9%, но из России в Беларусь и Казахстан - на 13,9%, а из Казахстана в Россию и Беларусь экспорт, наоборот, сократился на 9,8%. В Украине тоже наблюдался спад экспорта в страны ТС на 4,6%.

Импорт в рамках Таможенного союза за год сократился на 5%, но в основном за счет значительного сокращения импорта в Россию из Беларуси и Казахстана - на 36%. В то же время, в Беларусь и Казахстан российский импорт продолжал ускоренно расти: соответственно на 18,2 и 6,9%. В Украину импорт из ТС сократился на 3,2%.

"Если бы Украина в 2012 году находилась в ТС - очевидно, имела бы такую же негативную динамику", - отмечает автор статьи.