Темпам роста экономики Китая пришел конец
- Дата публикации
- Автор
Разговоры о том, что захватывающим дух темпам роста экономики Поднебесной таки пришел конец, ведутся постоянно.
На этой неделе они возобновились с новой силой на волне очередных данных статистики, на этот раз по прямым иностранным инвестициям.
Объем привлеченных страной зарубежных капиталов упал до самого низкого уровня за последние два года - 66,7 млрд долларов за первые семь месяцев, что на 3,6% ниже аналогичного периода предыдущего года. В том числе в июле он сократился на 8,7% в годовом выражении, что стало самым низким показателем с лета 2010 года. Сокращение инвестиций, как известно, отрицательно сказывается на вложениях в основной капитал, что влечет за собой снижение роста производства и, следственно, ВВП.
Еще более настораживают сводки с внешнеторгового фланга: экспорт, по данным Минкоммерции, вырос в июле лишь на 1% (хотя еще в июне прирост составил 13%), импорт увеличился лишь на 4,7% (в июне - 6,3%). Это при том, что в лучшие времена рост этих показателей был представлен двузначными цифрами. На нынешний год задача поставлена на уровне 10-процентного роста.
Главную причину нынешних бед китайской экономики эксперты видят в кризисе еврозоны. Ведь ЕС - основной торговый партнер КНР. Так вот экспорт в страны Евросоюза в июле упал на целых 16,2% по сравнению с прошлогодним показателем за такой же период. Да и в США ситуация остается непростой. Запад покупает меньше, значит и производится на "мировой фабрике" меньше товаров, а это ведет к неполной загруженности огромной армии рабочих, ведь в экспортноориентированных отраслях КНР занято почти 200 млн человек. В Минкоммерции не надеются на скорое восстановление картины. "С учетом ширящегося европейского долгового кризиса и более медленного, чем ожидалось, восстановления мировой экономики во втором полугодии мы ожидаем, что конъюнктура внешней торговли Китая будет еще более мрачной и мы столкнемся с еще большим давлением на пути выполнения годовой задачи по росту торговли", - заявил на днях представитель торгового ведомства Шэнь Даньян.
Однако далеко не только внешние факторы оказывают влияние на промпроизводство. На рынке недвижимости страны после ажиотажа последних лет наблюдается стагнация. Инвестиции в сектор сократились за первые 7 месяцев на 9,3% в годовом выражении. Следовательно, отмечено серьезное замедление в смежных отраслях реального сектора экономики, а таких по меньше мере 40. В данной ситуации для правительства логичным и самым легким было бы простимулировать рынок недвижимости (он дает почти 14% роста ВВП), однако как раз этого власть делать и не собирается. Руководство страны постоянно заявляет о намерении довести цены на жилье до "разумных" и продолжает в течение вот уже 2 лет вводить ограничительные меры с целью прекращения на этом рынке спекуляций и также снижения инфляции.
В отличие от 2009 года, когда на спасение экономики был брошен огромный стимуляционный пакет, нынче власти готовы применять пока более мягкие методы, в первую очередь на уровне монетарной политики. В частности, эксперты прогнозируют, что Центробанк Китая до конца года еще как минимум два раза пойдет на снижение нормы резервирования, которая на данный составляет 20%, и хотя бы единожды - на снижение базовой процентной ставки (сейчас она составляет 6%). С начала года ЦБ уже дважды снижал учетную ставку, а также ослабил нормы резервирования для банков ради удешевления кредитов. В результате удалось существенно сбить инфляционное давление, до двухгодичного минимума - 1,8%. Это дает правительству пространство для маневра в вопросе стимулирования.
Последние полтора десятка лет средние темпы роста ВВП КНР составляли 10,7%. На нынешний год цель была снижена до небывало низких 7,5%. (Не следует сравнивать такие цифры с близким к нулю ростом ВВП во многих развитых странах, что те считают не таким уж плохим результатом в нынешних условиях.) Однако немалое число экспертов считают, что Китай может не справиться и с этой задачей. "Звоночки" того, что "двигатель мировой экономики" начал снижать ход, помимо падения инвестиций и объемов внешней торговли, на лицо: рост его ВВП во втором квартале оказался на уровне 7,6%. Это самый низкий показатель за последние три года. До этого ниже отметки в 8% он был зафиксирован в 2009, в самый разгар кризиса. К тому же, некоторые аналитики подозревают, что официальная статистика Пекина не совсем соответствует реальному положению вещей. Высказываются даже мнение, что китайская экономика едва ли не приблизилась к точке стагнации. Другие, напротив, не видят особых поводов для беспокойства и считают, что во втором полугодии экономика Китая будет расти стабильно и ей не стоит опасаться "жесткой посадки".
Сами власти не намерены нагнетать панику, тем более накануне грядущего осенью партсъезда, на котором будут названы новые руководители страны на ближайшее десятилетие. Премьер Госсовета Вэнь Цзябао хоть и признал, что экономика страны находится "под давлением" и проблемы могут продлиться некоторое время, одновременно заверил, что будет сделано все необходимое, дабы достичь запланированных показателей экономического роста. "У Китая есть условия и возможности, которые он обязательно использует для достижения годовых целей социально-экономического развития", - заявил глава правительства во время посещения на этой неделе провинции Чжэцзян.
Надо сказать, что в последние годы Китай неуклонно перевыполнял поставленные перед собой задачи роста ВВП. Тогда это вызывало опасения по поводу возможности перегрева экономики, которая сейчас является второй в мире. Теперь же экономисты спорят о том, "мягкая" или "жестка" посадка ожидает экономику Поднебесной. Ведь даже вполне нормальные по меркам других государств показатели роста могут привести в такой стране как Китай к катастрофическим последствиям.