Лидер автобусного рынка Украины ожидает трехкратное падение
- Автор
- Дата публикации
По итогам третьего квартала рынок автобусов в Украине “обвалился” на 70%.
Корпорация “Эталон”, лидер автобусного рынка Украины, по итогам 2014 года планирует произвести около 300 автобусов и шесть троллейбусов (в 2013 году выпущено около 1 тыс. автобусов), сообщил президент корпорации Владимир Бутко.
“Этот год серьезно отличается от предыдущих, я даже сравнивать не могу… За девять месяцев мы произвели 220 автобусов, в планах на два месяца – еще 80 автобусов. Мы работаем на рынок, который значительно сократился, и работаем на склад, который нам позволяет выживать даже при таких низких объемах реализации”, – сказал он на пресс-конференции в рамках открывшегося в Киеве во вторник автосалона грузовых и коммерческих автомобилей ТИР-2014.
По словам директора Торгового дома корпорации Вадима Шкарупина, по итогам третьего квартала рынок автобусов в Украине “обвалился” на 70%, а корпорация за январь-сентябрь продала 255 автобусов.
“В то же время мы понимаем, что пройдет максимум полгода и продажи пойдут, а сегодня обеспечиваем склад. Хоть наша доля на рынке сократилась, это продуманная стратегия, поскольку определенный период мы работали в убыток, продавая продукцию по немного даже заниженным ценам, чтобы обеспечить жизнедеятельность предприятий-производителей. Сегодня же постепенно приводим цены к соответствующим экономическим реалиям”, – отметил он.
Характеризуя автобусный рынок Украины в целом, В.Бутко подчеркнул: если в предыдущие годы спрос был достаточно прогнозируемым, а рынок – регулируемым (т. е. продажи в большей степени зависели от ценового позиционирования), то в начале 2014 года возник всплеск продаж: тогда покупатели стремились вложить деньги, а далее продажи в большей степени были ситуативными – или в лизинг, или в рассрочку.
“Кроме того, прекратились продажи сначала в Крым, затем – в Донецкую и Луганскую области, а это в целом 25% всех продаж наших автобусов”, – сказал В.Бутко.
В числе сложностей текущего года, помимо роста курса валют, нестабильности банковской системы, военных действий на востоке страны, низких тарифов на перевозки пассажиров, в корпорации называют переход с начала года на Евро-4, усложнение согласования технических условий на продукцию, что увеличило срок этой процедуры с четырех-пяти месяцев до восьми.
“Сегодня рынок понемногу восстанавливается или же все начинают привыкать к тому положению, в котором мы очутились. И банки начинают оживать, и продажи понемногу растут, в том числе бюджетные. Сейчас есть тенденция создания муниципальных предприятий совместно с коммерческими структурами, тогда возникает возможность через бюджет города или внебюджетные фонды финансировать закупку транспорта”, – отмечает В.Бутко.
В.Шкарупин сообщил о намерении Национальной гвардии Украины закупить у корпорации “Эталон” еще 15 автобусов (59 ед. уже поставлено в рамках выигранного тендера).
“Сейчас у нас сложились конструктивные отношения, мы продолжаем переговоры. Есть наработки по поставкам и более специфической техники”, – добавил он.
Касаясь ситуации на рынке троллейбусов, В.Бутко сообщил о наметившемся в 2013 году всплеске их продаж с учетом программы закупки для городов за кредитные средства под госгарантии. В то же время он отметил, что “только Винница успела получить кредит на эти цели, а нам были согласованы 22 троллейбуса для Чернигова. Дальше известные события эти планы нарушили… Но мы надеемся, что “Самопомич” в Раде, да и вице-премьер (Владимир Гройсман – ИФ), которым эта тема близка, будут генерировать идею возврата к этой программе”.
Отвечая на вопрос о ранее озвученных планах корпорации по выпуску собственного трамвая, ее вице-президент Валерий Купцов сообщил, что в октябре подписан договор о кооперации с чешско-украинской фирмой. Уже в первом квартале 2015 года планируется представить опытный образец.
“Мы готовы производить кузов первой комплектации, недавно обсуждали вопрос с себестоимости продукции”, – отметил он.
В.Бутко, в свою очередь, добавил, что отсрочка в реализации контракта была связана с событиями в Украине, в связи с чем европейские партнеры проявляли определенную осторожность.
Как сообщалось, корпорация “Эталон” планирует производить трехдверный одновагонный 15-метровый трамвай.
“Сегодня выпуск дорогих трех- или пятисекционных трамваев – это путь в никуда”, – считает президент “Эталона”.
Корпорация “Эталон” объединяет 21 предприятие, в том числе два автобусных завода (в Борисполе и Чернигове), а также выпускающий карданные валы завод “Украинский кардан” и Черниговский кузнечный завод. Основное направление деятельности – автобусо- и машиностроение, складская логистика.
В настоящее время заводы корпорации работают через месяц.
Корпорация входит в состав производителей, у которых автобусы заказала Нацгвардия, также является одним из основных поставщиков школьных автобусов.
По состоянию на 1 октября 2014 года, с начала года выпуск автобусов на БАЗе сократился почти в девять раз – до 65 ед., тогда как на ЧАЗе вырос в 2,8 раза – до 152 ед.