Я против сокращения численности чиновников, и вот почему - Валерий Пекар

Читати українською
Автор
1270
В Украине значительно сократят сотрудников министерств
В Украине значительно сократят сотрудников министерств. Фото Depositphotos

Украинский предприниматель и общественный деятель Валерий Пекарь прокомментировал новость о масштабном сокращении в Кабмине

Приготовьте помидоры, чтоб в меня бросать.

Я против сокращения численности чиновников.

Постойте, еще не бросайте помидоры, дайте высказаться.

Я против сокращения численности чиновников, потому что каждое сокращение ведет к увеличению количества чиновников.

Я изучаю этот вопрос много лет и могу утверждать, что это так, за небольшими исключениями. Между прочим, осенью 2015 года мы с друзьями и волонтерами-юристами провели функциональный аудит большей части тогдашних министерств. А потом я два года был членом команды, разрабатывавшей реформу государственного управления. Так что имею определенные наблюдения.

Возьмем какое-нибудь министерство. К примеру, сегодня в нем 400 человек. У них есть некоторое количество функций. Мы сокращаем численность до 100. Функции остаются – их нельзя убрать, они записаны в сотнях законов, которые изменить просто нереально (если вы смените один, то остальные автоматически не изменятся). Почти каждый из тысяч действующих законов возлагает на министерство какие-то обязанности. Юристы министерства тщательно вычитывают все законы и составляют список — что министерство должно делать, а затем под эти функции вырисовывается структура министерства, а работа разбрасывается между сотрудниками. Не выполнять функции невозможно – это прямое нарушение законов.

Итак, мы сократили численность чиновников с 400 до 100, одновременно функции остались. 100 не могут справиться с их исполнением. И тогда для выполнения этих функций создается новая структура, на которую передаются эти функции. Но поскольку каждая структура, кроме основных, поддерживающих и управляющих бизнес-процессов, то и новая структура без них не обойдется. Кроме того, новая структура не может использовать ресурсы старой для определенных необходимых вспомогательных работ. Итак, новая структура (или структуры) будет иметь около 400 сотрудников, и то в лучшем случае. Значит, было 400, стало 100+400=500. Если вы думаете, что такого быть не может, вы ошибаетесь — именно так бывало при всех предыдущих сокращениях.

Простые быстрые решения не работают.

Следовательно, нужно сокращать функционал, но это сделать невозможно, потому что некому. Нет ресурса на то, чтобы написать, подготовить и протолкнуть сотни законопроектов (а в процессе этой работы добрые люди туда напихают кучу разных правок, которые не имеют отношения к министерствам, но аккуратно переводят деньги из вашего кармана в какой-то другой, — так обычно бывает, и потом надо все вылавливать, растягивая процесс на годы). А без сокращения функционала сокращение чиновников ведет к росту их численности.

Конечно, можно создать министерство реформ и поручить ему провести все реформы, а затем самоликвидироваться. Но поскольку самоликвидироваться никто не хочет, то это министерство будет тормозить и останется существовать навсегда, пока его не убьют во время какой-то очередной реорганизации, создав два новых. А потом снова их объединят.

Простые быстрые решения не работают.

Как там помидоры? Смотрите, не раздавите их, пока я заканчиваю.

Когда проблема не имеет решения, нужно искать его на следующем уровне сложности. (Мы учим это делать в Школе нового мышления, но она временно приостановила учебный процесс, пока продолжается активная фаза войны. Конец рекламной паузы.)

Нельзя изменить систему изнутри системы — нужно выйти за ее пределы. Но вместе с тем, чтобы изменить систему, нужно быть ее частью. Выход из этого противоречия – на следующем уровне сложности.

Идея реформы государственного управления заключалась в том, чтобы создать внутри каждого #министерства "оранжерею", где родится новое министерство, которое выпорхнет из старого, как бабочка из кокона, выбросив ненужные оставшиеся. Команда, которая произведет необходимые изменения "под себя" и останется. Команда, которая обрежет функционал, оставив лишь тот минимум, который реально необходим Украине будущего.

Тогда не сложилось, потому что помешали, с одной стороны, популистское стремление держать низкие зарплаты госслужащих; с другой стороны — сопротивление системы новым правилам отбора (то же имеем сейчас в судебной реформе, и понятно, как это преодолеть, но невероятно сложно, когда на то нет поддержки ни политического руководства, ни рядовых граждан; да, я именно вас имею в виду, не прячьте глаза за помидором).

Так же как поспешное сокращение приводит к увеличению численности и затрат, так же и наоборот: путь к продуманному сокращению ведет через временное увеличение численности и затрат. Разумеется, это может делать только сильный политический лидер, уверенный в правоте своего дела и способный объяснить гражданам сложные вещи.

Что же можно сделать прямо сейчас?

Сконцентрироваться не на сотнях чиновников министерств, а на десятках тысяч чиновников разных служб — там можно получить не такой красивый, но гораздо более весомый и устойчивый результат.

1. Провести налоговую реформу, которая радикально упростит администрирование и позволит сократить большинство налоговиков. Большинство налоговиков занимается ручным управлением.

2. Провести таможенную реформу, что радикально упростит контроль и позволит сократить значительную часть таможенников. Ситуация на таможне аналогична налоговой, только хуже.

3. Провести тотальную приватизацию, что позволит сократить огромную армию чиновников, управляющих государственной собственностью (должно остаться 30 стратегических госпредприятий, а сейчас в сто раз больше).

4. Ввести во всех контрольных органах риск-ориентированный принцип проведения проверок, сконцентрирующийся на тех точках, где имеется большой риск нарушений и угроза общественным интересам, и прекратить "чистить" киоски с шаурмой.

5. Ввести принцип личной ответственности контролера за заведомо неправовое решение относительно субъекта предпринимательской деятельности — и не нужно будет увольнять чиновников, потому что они сами увольняются, упустив возможности хорошей жизни за счет других.

6. Отменить глупый принцип, согласно которому государство, проиграв в суде, обязательно и автоматически должно подавать апелляцию, а проиграв второй раз — и кассацию (это и суды разгрузит).

7. Наконец, посягнуть на святое — принцип персонального ответа на обращение граждан, ныне отвлекающий примерно половину ресурсов каждого министерства.

Вместо быстрых красивых несбывшихся решений следует принимать непонятные народу медленные, но результативные.

Бросайте ваши помидоры.

Info Icon

Мнения, высказанные в рубрике блоги, принадлежат автору.
Редакция не несет ответственности за их содержание.

Материал опубликован на украинском языке — читать на языке оригинала