"Органические" парадоксы Румынии

Автор
"Органические" парадоксы Румынии

Румыния постепенно пытается вернуть доверие потребителя.

Румыния, за последние 20 лет досыта "наевшись" продовольственных изысков, на ярких этикетках которых присутствовала вся "энциклопедия" пищевых Е-добавок, постепенно пытается вернуть доверие потребителя. Вместо привычных Е-ингредиентов, на продуктах питания все чаще встречаются надписи: "экологически чистый продукт", "без консервантов", "не содержит генетически модифицированных продуктов".

Многие называют такую политику румынского правительства поиском утраченного доверия, но большинство экспертов в области сельского хозяйства и продовольствия утверждают, что это - инвестиции в будущее здоровье румынской нации. Однако, как отмечают эксперты, несмотря на огромные объемы инвестиций в здоровую пищу (ежегодно на румынский продовольственный рынок поставляется экологической продукции на сумму около 80 млн евро), половина ее имеет импортное происхождение, и потребители относятся к ней весьма скептически. Причин для скепсиса - великое множество.

Представители ассоциации производителей экологически чистой продукции Bio Romania опубликовали парадоксальный факт: при ежегодном росте количества экологической продукции на внутреннем рынке на 20% потребление ее составляет не более 1% от общего числа потребляемых румынами продуктов питания. И это с учетом того, что за последние 12 лет сельскохозяйственные площади для выращивания чистого продукта увеличились в 17 раз и составляют сегодня 2,25% от общей площади сельскохозяйственных земель страны.

Еще один своеобразный экологический "парадокс" обнаружили представители министерства сельского хозяйства, совместно с национальной ассоциацией защиты прав потребителей. В ходе проверок было выявлено, что за красиво оформленной "экологической" этикеткой (лицензия на которую стоит всего 200 евро) скрывается не полезный для здоровья продукт, а фальсификат. Так, по данным председателя ассоциации защиты прав потребителей Румынии Константина Чербулеску, продукция почти 400 экономических агентов оказалась фальсифицированной.

К примеру, среди 14 т конфискованной и подлежащей утилизации "экологической" продукции значились "варенье из черешен" и "печенье со сливочным маслом и натуральным лимоном" - а при лабораторных анализах в баночках для варенья черешни отсутствовали вообще, как, собственно, и масло с лимоном - в печенье. Иными словами, предприимчивые представители "черного рынка" Румынии поняли, что экология может стать "золотой жилой".

Не менее шокирующими оказались и результаты исследования продаваемого в румынских супермаркетах "натурального" (если судить по этикеткам) пчелиного меда. Инициаторы проверки заявили, что одним из наиболее часто фальсифицируемых продуктов становится именно мед, который в большинстве случаев производится из кукурузного сиропа, инвертного сахара и других вредных компонентов. Иными словами, покупателям приходится оплачивать не "дорогу меда от производителя до прилавка", а производственную цепочку фальсификата.

По мнению производителей меда, фальсификация этого продукта происходит из-за отсутствия возможности продавать натуральный продукт по его реальной цене, которая бы окупала затраты (даже без прибыли), а также отсутствия законодательных механизмов стимуляции производителей действительно экологически чистой продукции.

В то же время, власти страны не теряют надежду превратить Румынию в одного из крупнейших экспортеров органической продукции на рынки Евросоюза, США и Канады. К румынскому рынку экологической пшеницы и кукурузы уже начали присматриваться американские и канадские зерновые магнаты. Кроме того, директор ассоциации Bio Romania Мариан Чочану получил приглашение участвовать в крупнейшей сельскохозяйственной выставке Biofach Nuremberg, которая пройдет в 2013 году в Германии.

По его словам, участие Румынии в этом престижном экологическом форуме обойдется бюджету страны в 300 тыс. евро, но экологи от сельского хозяйства надеются, что затраченные средства окупятся в будущем за счет реализации множества контрактов на поставки в Германию румынской органической продукции.

Между тем, эксперты едины во мнении, что именно потерянное доверие румынского потребителя к продовольственному рынку стало основной причиной того, что Румыния сегодня около 90% своей органической продукции экспортирует в страны Евросоюза, а на отечественном рынке реализует лишь оставшиеся объемы.

Своевременным подспорьем в решении наболевшей проблемы стало заявление главы минсельхоза Даниэля Константина о том, что министерство разработало законодательную инициативу, обязывающую крупные торговые сети страны выделять специальные торговые площади для продажи исключительно румынской продукции. Эксперты считают, что это может стать реальным шагом к решению другой проблемы, возникшей еще на заре вступления Румынии в Евросоюз.

Тогда производители одного из самых популярных в Румынии национальных продуктов - овечьей брынзы - столкнулись с серьезной проблемой: большинство из них не могли реализовать свой экологически чистый продукт из-за его несоответствия требуемым в ЕС стандартам. Отсутствовали необходимая "красивая" упаковка и соответствующие складские помещения для его хранения. К сожалению, в период решения проблем с оформлением и хранением незаметно потерялось качество самого продукта.

Однако ситуация изменилась, и в Румынии в последние 5-6 лет наблюдается настоящий бум на рынке органической продукции. И учитывая запросы потребителей не только на "красивые фантики", но и на качественное содержимое, есть все основания предполагать, что удовлетворение этих запросов - дело не из легких, но вполне решаемых.