О чем говорит твоя одежда?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Одежда не столько одевает, сколько раздевает нас, показывая наши тайные желания, страхи и собственное мнение о себе.
"Встречают по одежке" - эта пословица известна с детства. Тогда бабушки, произнося ее, имели в виду, что не стоит идти в гости в платье с пятнами от мороженого. Став взрослыми, мы услышали чуть более витиеватую версию - про невозможность произвести первое впечатление дважды. Казалось бы, это должно заставлять нас внимательнее относиться к внешнему виду: одежда громче всех прочих инструментов самопрезентации сообщает окружающим о наших страхах, комплексах, уверенности в себе и о том, как сильно нас любила мама. Однако именно поэтому она слабо поддается контролю: как бы ни менялись моды, как бы часто мы ни покупали одежду, покупаем мы, в общем, все время одно и то же.
Платья одних и тех же фасонов, пиджаки и свитера - все это ваш личный психологический портрет. И поменяться он может только с внутренним самоощущением. Сегодня исследования Эжена Ледо, Уильяма Шелдона и Эрнста Кречмера полувековой давности, которые связывали выбор человеком одежды исключительно с типом фигуры и, следовательно, темпераментом, уже не выглядят столь авторитетно, потому что за каждым выбором стоит вполне конкретная психологическая картина, а не просто набор костей, мышц и сухожилий определенного типа.
Для себя и для другихПсихологи выделяют 2 типа самопрезентации: "ублажающую" и "самоконструирующую". Как и всякая типология, она достаточно условна. Если применить ее к одежде, то можно сказать: первая относится к людям, которые стараются одеваться "как положено", им важно одобрение общества, они не слишком уверены в себе, поэтому им важно дополнительное подтверждение их статуса. Причем к этой группе относятся как консерваторы, которые всю жизнь могут проходить в одном "приличном" костюме, так и жертвы моды, обновляющие гардероб раз в сезон. Причины, руководящие их поведением, одинаковы - просто они ориентируются на разные референтные группы.
Так же "ублажающую" стратегию более или менее успешно применяем все мы, когда следуем дресс-коду - прописанному офисному или негласному социальному. В этом случае мы получаем информацию не о реальном человеке, а о его "демонстрируемом Я", что зачастую еще интереснее. Потому что в нашем обществе ситуаций с четко прописанным и годами принятым дресс-кодом довольно мало, и каждый интерпретирует ее по своему разумению. Западные организаторы вечеринок и приемов отмечают, что российские мужчины всегда одеты менее нарядно, чем того требует ситуация, а женщины - более. Смокинг для русского мужчины – психологически почти непереносимая одежда.
"Специально для клиентов из России мы ввели краткий курс ношения смокинга, - говорит владелец английского ателье, – но все равно у них остается некоторая неловкость, как будто они не имеют на это права. Удивительно, но люди с миллионными доходами и десятками сшитых на заказ костюмов не могут носить формальную праздничную одежду, не чувствуя себя скоморохами". Этот феномен, конечно, сложно объяснить человеку, у которого в крови несколько десятков поколений людей, знающих что и когда нужно носить и как при этом сидеть и стоять. Особенно когда у тебя в опыте праздничных мероприятий с прописанным дресс-кодом только утренники в детском саду, где девочка должна быть самой нарядной, а мальчикам всегда немного стыдно за эти дурацкие брюки на резинке, которые болтаются между талией и подмышками. И эта неловкость и это желание быть «самой красивой девочкой» сопровождают нас всю взрослую жизнь.
"Самоконструирующая" презентация - это та часть нас, которая пытается выделиться даже на фоне строгих дресс-кодов. Почему при озвученной необходимости ходить в офис в костюме одна женщина покупает еле застегивающийся на груди пиджак и юбку-карандаш, а вторая что-то больше похожее на мешок? И первая надевает под этот пиджак шелковую блузку, а вторая - глухую водолазку? "Контурная одежда, как правило, говорит о желании заявить о себе, максимально сократить границы до собственного Я - особенно в офисной ситуации, где недаром рекомендуется пиджак, очень формальная и держащая границы одежда, - говорит психолог Елена Сулима. - Это свидетельствует о неуверенности человека, недостаточно высокой самооценке именно в области профессиональных качеств.
Такой человек пытается перевести коммуникацию в область личного пространства и заменить профессиональную взрослую оценку на материнскую, родительскую. Перевести коммуникацию в поле "любит - не любит". Обратный эффект, когда женщина выбирает максимально мешкообразную одежду, что явственно говорит о невозможности принять себя как личность, не говоря уже о каких-то гендерных особенностях. Мешковатая одежда – это попытка спрятаться, полностью изъять себя из пространства. Неудивительно, что люди в такой одежде редко делают карьеру, несмотря на свои зачастую выдающиеся профессиональные качества - их послание в мир "меня нет!".
Еще более тревожным сигналом можно считать пристрастие к асимметрии и деконструкции - любое нарушение одеждой естественной симметрии тела говорит о полном неприятии этого тела и подсознательном желании его разрушить.
В конце восьмидесятых асиммерия повально вошла в моду вместе с японскими и бельгийскими дизайнерами. Ровно тогда же стал набирать силу стиль "гранж" - социальное напряжение после преппи- восьмидесятых разрушающим образом действовало на психику, что прежде всего отразилось на одежде.
И в пир, и в мирАдекватность одежды ситуации - одна из самых бросающихся в глаза проблем нашего общества. С одной стороны, она связана с тем, что нормы социального дресс-кода у нас пока еще слабо прописаны, с другой, даже там, где они прописаны, мы мало обращаем на них внимание. Иерархичная корпоративная культура - практически аналог военного общества, где каждая деталь - аналог лычек и звездочек на погонах. И если ты хочешь быстро продвигаться по служебной лестнице, сначала изучи эту табель о рангах. За каждым образом - годами складывавшееся послание партнерам и начальству. Российский анекдот о смене дорогой машины на новую после того, как у нее переполнилась пепельница, у большинства западных бизнесменов вызывает искренний ужас - неужели ваши миллионеры так неуверенны в себе?
Для их самооценки важно другое - показать, насколько "старые" у тебя деньги. Именно поэтому новый, блестящий лаком портфель из последней коллекции модной марки для них скорее моветон, а качественный, но уже слегка тронутый временем, - признак надежности и деловой репутации. Правила на самом деле просты: не пытайся выглядеть дороже, чем ты "стоишь", - это немедленно вызывает подозрение в нетрудовых доходах. Не пытайся выглядеть ярко, если сфера твоего бизнеса консервативна, – это от неуверенности в себе. Не пытайся выглядеть другим – свободным художником, если ты, например, офисный клерк, или наоборот – это говорит только о том, что ты не доволен своей работой.
Однако самое часто встречающееся в реальности – это полное пренебрежение дресс-кодом. Подается это все под соусом: "Я слишком личность, чтобы соблюдать условности", и должно вроде бы свидетельствовать о силе, но, скорее, говорит об обратном. "Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе, – писал Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих "Письмах о добром и прекрасном". – Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это – признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся".
В ногу"Никто не относится серьезнее к вопросу обуви, чем российские мужчины, – рассказывает обувной мастер, шьющий на заказ. – Только в России ко мне приходят с фильмами, журналами, собственными эскизами и очень четким видением того, что должно получиться в результате. У вас очень серьезно относятся к обуви". На самом деле, страсть к туфлям и желание обладать ими в количестве достойном сороконожки-коллекционера, это явление интернациональное. И в женском понимании туфли зачастую – главный показатель того, что жизнь состоялась в экономическом плане. «Пока я не вышла замуж, у меня было 16 пар туфель", – рассказывает пожилая женщина. Или другие страдания: "Как теперь жить? На что покупать лабутены, манолос и прочие дольчегабанны?» – это главный экономический страх девушки, решившейся на открытие собственного бизнеса.
На самом деле, в области женской обуви есть всего два тотальных выбора – это туфли на каблуке и туфли без каблука. И оба выбора достаточно неоднозначны. Проще всего определить каблуки как символ женственности, а плоскую подошву – как олицетворение практичности и пренебрежения собственной женской сущностью. Однако все немного сложнее. "Мужчины любят женщин на каблуках, потому что каблуки придают женщине ощущение беззащитности, позволяя ей быть красивой игрушкой в этом сексистском мужском мире, – говорит американский культуролог Валери Стил. – Но это только одно видение, самое простое и поверхностное. Каблуки же стали олицетворением агрессивной, доминирующей женщины.
Не зря туфли на шпильке обязательно присутствуют в гардеробе активной деловой женщины. Я не говорю о менеджерах среднего звена – для них как раз допустим лишь невысокий каблук, я говорю о женщинах, которым приходится общаться на равных с мужчинами. Так же как отсутствие каблука – это не всегда пренебрежение женственностью. Это может быть и игра в женщину-ребенка, особенно в сочетании с платьями соответствующего стиля".
Плоская подошва может быть как показателем проблем с женственностью, так и, наоборот, – знаком, что ее носительнице не требуется дополнительных инструментов для общения с противоположным полом. Выгнал же как-то доктор Хаус с собеседования претендентку на высоких каблуках, заподозрив ее в неуверенности в себе. Хотя сам с его презрением к белому халату может быть весьма занятным образцом для анализа.