Молочная кооперация: зачем украинские производители молочной продукции объединяются с европейскими

Читати українською
Автор
Новость обновлена 01 декабря 2023, 18:06

Инвестиции и рынок ЕС, ежегодно потребляющий молочную продукцию на сотни миллиардов евро, привлекает украинских производителей

В следующем году Союз молочных предприятий Украины (СМПУ) планирует присоединиться к Европейской молочной ассоциации. "Бизнес Телеграф" разбирался, какие перспективы открывает такая кооперация перед нашими производителями молочных продуктов и почему они так стремятся влиться в европейскую "молочную семью"

Почему вместе с EDA?

Наши производители давно прокладывают дорогу на европейский молочный рынок, где потребление молочной продукции будет измеряться в 129 млн тонн к 2032 году вместе с Украиной (сейчас 125 млн т). И уже имеют успехи на этом пути. Итоговая молочная конференция, которая на днях проходила в Брюсселе, лишь закрепила эти намерения.

Союз молочных предприятий Украины (СМПУ), объединяющий под своим крылом до 80% мощностей по производству молочных продуктов Украины, сообщил, что в марте 2024 года подпишет меморандум о сотрудничестве с Европейской молочной ассоциацией (EDA).

Документ будет содержать совместное обращение к правительствам Украины и ЕС, в котором отрасли продемонстрируют единство общей позиции по работе на молочном европейском рынке. Главный тезис, который молочный бизнес возьмет на вооружение, — прозрачные регуляции чиновников и никаких указаний бизнеса, как ему соблюдать общие правила.

"Несмотря на текущие тяжелые условия, украинский молочный бизнес в среднесрочном периоде видит себя частью европейской "молочной семьи". Важно общее видение ситуации и будущего со стороны европейских коллег", — говорит исполнительный директор СМПУ Арсен Дидур.

По мнению производителей, будущее украинской молочной отрасли вместе с молочной отраслью стран ЕС, поэтому нужно уже сейчас понимать, как работает молочный бизнес в Европе, какие требования к перерабатывающим предприятиям, какие вызовы, чего потребует от них работа в единой европейской лактосфере.

"Мы также должны доносить до европейских организаций и правительств специфику работы наших украинских компаний и озвучивать главную цель: интеграция в ЕС должна быть подготовлена с обеих сторон и должна пойти во благо как европейскому бизнесу, так и бизнесу Украины", — говорит Дидур.

В интересах сотрудничества с европейскими коллегами говорят и украинские производители. "У нас единая стратегия, и единственное видение всех законодательных инициатив, которые сегодня рассматриваются в Европе. У нас идет постоянный обмен документами, информацией, и мы понимаем благодаря происходящим на европейском рынке коллегам из EDA. Такое сотрудничество позволяет нам ориентироваться в европейском пространстве. ", — говорит Валентин Запорощук, председатель наблюдательного совета Ичнянского молочно-консервного комбината.

Украинским операторам для предстоящей будущей интеграции в ЕС уже сегодня нужно начинать концентрировать внимание и усилия на европейских методиках производства и переработки молока, считает Максим Фастеев, ведущий аналитик компании "Инфагро". "Экспертиза и опыт коллег из ЕС в ближайшие годы также будет среди тех возможностей, которые украинский бизнес может и должен перенимать в своих практиках. Кооперация ассоциаций также является шагом в этом направлении", — считает он.

Слева направо: Арсен Дидур, исполнительный директор СМПУ, Александр Антон, генеральный секретарь EDA (European Dairy Association), Валентин Запорощук, председатель наблюдательного совета ЧАТ "ІМКК", Максим Фастеев, партнер проектов ІНФАГРО

Удачный политический момент

На следующий год запланирована серия встреч представителей европейского и украинского молочного бизнеса с чиновниками ЕС (парламента и комиссии). На них планируют озвучить общее видение работы на рынке и потребностей украинского сектора.

Стороны уверены, что присутствие на рынках ЕС и Украины будет полезно обоим. К тому же, для этого будет удачный политический момент, которым хотят непременно воспользоваться украинские и европейские производители. Дело в том, что в 2024 году состоятся выборы в Еврокомиссию, и все операторы с нетерпением ждут изменений и реформ в аграрном секторе. Об этом в сентябре сообщила нынешняя глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен.

Украина должна воспользоваться грядущими перечисленными изменениями в европейской политике и продвигать свое видение общего аграрного рынка с ЕС, считают в СМПУ. Важна также координация с польскими коллегами в решении недоразумений в агросфере — новое правительство Туска здесь является положительным сигналом. Координация и понимание польского и молочного бизнесов может служить примером эффективного сотрудничества, считают в СМПУ.

Что дает свободный рынок

На этом этапе нашим производителям нужно быть уверенными только в свободной и беспрепятственной торговле продукцией на крупном рынке ЕС, объем которого измеряется сотнями миллиардов евро ежегодно. Как считают предприятия, "никого выталкивать им там не придется". Почему? Во-первых, по прогнозам ФАО, дефицит белка в мире вырастет до 33 миллионов тонн к 2050 году. Это откроет огромные возможности для молочных продуктов, обеспечивающих питание по доступной цене. Во-вторых, Украина производит не так много молочной продукции, как например зерна, чтобы создавать проблемы европейским производителям. Кооперация с EDA позволяет договориться об объемах и видах молочков, которые поедут к европейским потребителям в будущем, и это не будет создавать конфликты с местными производителями.

У наших молочных предприятий уже есть положительный опыт решения этих вопросов с поляками. Положительный кейс сотрудничества с Польской молочной палатой тому подтверждение. Именно это мощное объединение местных производителей стало в защиту украинского экспорта в ЕС летом этого года, когда Украина и Польша были готовы закрывать границы для вет проверок. Тогда СМПУ и Польская молочная палата совместно потребовали от правительства прекратить эскалацию сохранить свободную торговлю между странами. И молочная продукция действительно не имела ограничений со стороны ЕС. Этот опыт вдохновил похожую кооперацию со всей Европой.

"Сегодня европейская молочная продукция едет в Украину, украинская — едет в Европу, и мы для себя видим там большой потенциал, потому что это большой рынок потребления, это рынок, у которого есть финансовые возможности для закупки высококачественных продуктов. На рынке ЕС уже знают украинскую молочку. Ее там активно покупают не только украинцы, но и европейцы", — рассказываетВалентин Запорощук.

Его предприятие экспортирует продукцию в 10 европейских стран, а сейчас овладевает рынком Британии. Для расширения экспансии украинских молочных продуктов в ЕСУкраина обладает большим потенциалом, считает производитель. Пока наши молочные предприятия используют его только на 10-15%, не более, считает Запорощук. Поэтому он видит, что нашим производителям нужно создавать новые продуктовые позиции, которых пока нет в ЕС, знакомить покупателей с нашими традиционными продуктами, улучшать качество технологических процессов и работать над увеличением сроков хранения молочной продукции. У нас они составляют 14–20 дней, в ЕС до 30 дней. А это серьезные изменения в производстве.

Какие инвестиции нужны и кто их даст

Но не только свободный молочный рынок ждут украинские операторы от ЕС. В дальнейшем производители рассчитывают на инвестиции в развитие отрасли, позволяющие модернизировать производство и нарастить его. Для них, изуродованных войной с РФ, а от боевых действий пострадало 39 молочных предприятий в Украине, это станет глотком свежего воздуха. А для животноводства – надеждой на спасение и рост в условиях украинского безденежья и отсутствия государственной поддержки.

Какие это могут быть деньги? К примеру, с 2003 по 2018 годы Польша получила от Европейского Союза на развитие молочной отрасли 29 миллиардов евро, Германия — 64 миллиарда. Также ЕС практикует выплаты производителям экспортных субсидий. В 2019 году, например, они составили 270 млн. евро, экспорт осуществлялся на 970 млн. евро. Таким образом, субсидии составили 27% объемов торговли. Это позволило производителям практически без маржи поставлять продукцию нуждающимся странам, в Африку в частности, имея прибыль только от экспортных субсидий.

Украине необходимо нарастить промышленное производство молока хотя бы до 5 млн тонн в год с нынешних 2,7 млн тонн, считает глава СМПУ Вадим Чагаровский. Это успокоило бы резкое колебание цен на молоко и конечную молочную продукцию для потребителей в Украине, считает он. Каждый дополнительный миллион тонн — это около 750 млн евро инвестиций в животноводческие фермы, увеличение поголовья и надоев.

Таким образом, уже сейчас отрасли для "тушения" ценовых пожаров на внутреннем рынке требуется около 3 млрд. евро инвестиций. И на итоговой молочной конференции в Брюсселе европейский молочный бизнес озвучил намерения инвестировать в молочную отрасль Украины по завершении войны с РФ. В частности, об этом доложил операционный директор Группы Лакталис Тьерри Клеман. Не исключено, что и другой европейский производитель молочной продукции Danone, который присутствует в Украине, повторит эту практику при более благоприятных обстоятельствах. По крайней мере, ранее эта компания уже инвестировала в создание промышленной молочной базы для собственной переработки.

В Украине не хватает молока, поэтому его производство нужно увеличивать, и есть много желающих инвестировать именно в животноводство, считает Валентин Запорощук. "По крайней мере, украинские компании, я лично, мы инвестируем сегодня в увеличение молочного поголовья. Это позволит не вывозить наше зерно, а перерабатывать его на нужды отрасли", — говорит он. Цены на молоко в Украине уже достигли европейского уровня, поэтому экономика производства привлекательна. По этим основаниям внутренний инвестор уже вкладывается в увеличение производства молокосырья. Есть надежда, что после войны присоединятся внешние инвесторы, европейские в первую очередь. Сотрудничество и конструктивный диалог со стороны СМПУ и EDA будут способствовать этому.