Стадион и площадь как место арт-подвигу

Автор
Стадион и площадь как место арт-подвигу

В Екатеринбурге продолжается 2-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства.

В Екатеринбурге продолжается 2-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Художественные события проходят на промышленных объектах и улицах города. Открывшийся на днях основной проект Уральской биеннале дополнен сейчас множеством спецпроектов и выставок из параллельной программы. Желание устроителей не просто представить избранные произведения, а запустить некое подобие фестиваля современного искусства, вполне объяснимо: хочется рывком преодолеть провинциальную инерцию и привлечь максимально возможную аудиторию.

Но количество событий в качество биеннале как таковой всегда перерастает трудно, даже в городах с богатыми художественными традициями. В Екатеринбурге пока только вырабатывается формат, который в дальнейшем предстоит осваивать – системнее и детальнее.

Составной частью этого формата объявлена программа арт-резиденций, то есть проектов, реализуемых «на местности». Территориальная экспансия – дело для искусства перспективное, но сопряженное с проблемами куда более затейливыми, чем организация выставок на специализированных площадках.

Нынешняя Уральская биеннале предлагает довольно широкую географию арт-резиденций: в списке, помимо Екатеринбурга, фигурируют еще семь точек на карте области. Понятно, что при тамошних расстояниях увидеть все эти проекты нереально даже для коренных жителей, не говоря про заезжих журналистов. Чтобы хоть каким-то образом суммировать проделанную работу, устроители биеннале (сотрудники Уральского филиала ГЦСИ во главе с Алисой Прудниковой) сделали небольшую обзорную выставку. Она проходит в подтрибунном пространстве центрального стадиона Екатеринбурга – месте весьма экзотическом.

Но раз уж экспансия, то экспансия. Отчет получился пунктирным: авторы выездных проектов предложили, скорее, символы, нежели развернутые образы своих произведений. Скажем, француз Матье Мартэн продемонстрировал макет конструктивистской водонапорной башни, построенной при "Уралмаше" на рубеже 1920-х – 30-х годов. Сооружение это, прозванное в народе Белой башней, давно утеряло первоначальный цвет и покрылось граффити.

Французский художник инициировал возвращение историческому объекту первоначального облика (проект "Refresh the Revolution"). А интернациональная группа Ars Virtua во главе с американцем Джеймсом Морганом представила прообраз будущего архитектурного объекта в так называемой Титановой долине на Урале, которая со временем должна стать подобием Кремниевой долины в Калифорнии.

Самой эффектной и продуманной из стадионных презентаций оказалась, пожалуй, мини-выставка москвича Леонида Тишкова. Он потратил немало времени, чтобы изучить историю некогда процветавшего, а ныне пустующего Верхотурского опытного завода коньков.

Впрочем, автора занимали не столько стены, сколько люди: в основе проекта "Заброшенные утопии" лежат судьбы бывших заводских работников. Плодами художественного исследования стал видеофильм, а также стелла из конькобежных лезвий и мультимедийная инсталляция "Собор Лиц Рабочих и Служащих Конькового Завода".

Как обычно бывает у Тишкова, этот сюжет получился проникновенным и выразительным. Шанс перейти от виртуальных презентаций к реальным впечатлениям представился было в связи с объектом "Камю" екатеринбургского уличного художника Тимофея Ради. Журналистов отвезли в город Дегтярск, где на вершине гигантского террикона Ради строил четырехметровую сферу из книг. Автор подразумевал метафорическую иллюстрацию к эссе Альбера Камю о Сизифе. Вполне вероятно, что этот опус действительно мог бы произвести сильное впечатление, но в процесс вмешалась роковая случайность: минут за 10 до прибытия автобуса с журналистами сферическая конструкция сорвалась с вершины террикона и развалилась на невразумительные фрагменты.

Миф о Сизифе внезапно трансформировался в миф об Икаре. Гостям арт-резиденции оставалось лишь полюбоваться тамошними пейзажами и возвращаться в Екатеринбург.В столице Урала программу биеннале никакие бедствия не постигли. Все происходило более или менее планово, даже подвиг: именно так, "Подвиг по плану", называется выставка, открытая в местном музее изобразительного искусства. К современности она имеет мало отношения, зато к индустрии самое непосредственное. Здесь показаны работы советских художников 1920-х – 80-х годов, воспевавших (преимущественно по заказу) "человека труда" и "уверенную поступь индустриализации".

Несмотря на казенную тематику, встречаются очень талантливые произведения, особенно из раннесоветского периода – упомянем хотя бы живопись Александра Лабаса и Амшея Нюренберга. Но акцент всего мероприятия поставлен, разумеется, на искусстве сегодняшнем. Ему посвящены и спецпроект "От производства к произведению", курируемый Дмитрием Озерковым, главой отдела современного искусства в Эрмитаже, и презентация программы "Старт", устроенная московским "Винзаводом", и выставка "Город как процесс" в Уральском федеральном университете.

Не обошлось и без стрит-арта. Американская художница с творческим псевдонимом Swoon нанесла на фасад бывшего заводоуправления два эзотерических портрета – технологически это нечто среднее между граффити, фреской и переводной картинкой.

А на площади перед городским театром установлена кинетическая инсталляция "Bit:Fall" немца Юлиуса Поппа. Град капель, управляемых компьютером, обрушивается сверху вниз, образуя на долю секунды видимость самых разных слов – «Россия», "вперед", "регион", "riot", "chaos" и т.д. Загадочный тезаурус образован путем выявления самых популярных слов в интернет-новостях. Надо сказать, что инсталляция эта совсем не новая, ее могли видеть зрители в самых разных местах планеты, в том числе и посетители московского "Гаража". Но приезд произведения в Екатеринбург знаменует, что уральский мегаполис тоже не лыком шит. Осталось дождаться, когда наберется весомая сумма доказательств этого утверждения.