Бохнер: Слова и картины

Автор
Бохнер: Слова и картины

Чаще всего он использует слова, чтобы выразить свои идеи. Под его именем издано несколько книг. Но все же он человек-художник.

Речь идет о новаторе концептуального искусства Мэле Бохнере, работы которого заставляют смотреть, читать и думать одновременно. Уже более 45 лет он изучает, как взаимодействуют между собой язык и изображение.

Еще в 1960-х годах он открыл новые возможности выставочного пространства: использовал стены галереи как объект искусства, а объемные работы заменил их фотографиями. Мастерскую Бохнера запросто можно перепутать с лабораторией, ведь его работы состоят из слов, цифр, диаграмм, геометрических фигур. Художника выдают лишь необычные для ученого материалы – краски, мел, чернила и карандаши.

Мэл Бохнер активно принимает участие в выставках в США и странах Европы. Художник не раз входил в список участников биеналле нью-йоркского музея "Уитни", как в начале своей карьеры, так и в середине 2000-х. В 2005 году одна из первых его работ "Measurement: Room" была выбрана для выставки "OpenSystems: Rethinking Art c. 1970" в галерее "Тэйт Модерн" в Лондоне. Его работы хранятся в постоянных коллекциях известных музеев мира, среди которых Музей современного искусства и Музей Американского искусства "Уитни" в Нью-Йорке, Национальный музей современного искусства в парижском центре "Помпиду". Своими знаниями и опытом он делится с молодым поколением художников, преподавая в Йельском университете.

В 1966 году Бохнер впервые организовывает выставку под названием Working Drawings And Other Visible Things On Paper Not Necessarily Meant To Be Viewed As Art в School of Visual Arts. Именно она войдет в историю как одна из самых первых выставок концептуального искусства. По задумке Бохнера, на экспозиции должны были быть вывешены рабочие материалы его друзей-художников Дэна Флавина, Альфреда Дженсена, Евы Хесс, Сола Леввита. Но реализовать идею не удалось – директор галереи School of Visual Arts пришла в ужас от увиденного и отказалась выделять средства для обрамления всех работ. Отменять выставку было не самым приятным выходом, и организатор нашел простое и в чем-то гениальное решение: воспользовавшись последним чудом техники того времени, он отксерокопировал все собранные материалы."Внезапно все эти разнокалиберные чертежи стали одного размера, формы и аккуратно сложились в блоки. Машина сделала из них книги", – рассказывает Бохнер в одном из интервью. Копии в переплетах осталось только расположить на 4-х пьедесталах посреди зала, и выставка была спасена.

1970-80-е годы Бохнер провел, создавая картины с использованием геометрическим фигур. Кроме того. художник обращался к теме восприятия перспективы. В 1998 году он представил работу под названием Event Horizon, состоящую из 15-ти полотен, через которые проходит линия с обозначением ширины каждого из них. Все вместе они образуют линию горизонта.

Почти 50 лет назад он задумывался, а стоит ли продолжать рисовать. Теперь Мэл Бохнер вошел в историю американского искусства как классик концептуализма, настоящий крестный отец картин из слов. Символично, что в 2014 году откроется ретроспектива его работ за многие годы, а пройдет выставка в том самом Jewish Museum, с которого начался нью-йоркский, возможно, самый знаковый, период жизни художника.