Евгений Гришковец: С бумагой уходит из жизни что-то хорошее
- Автор
- Дата публикации
1 октября в Москве, в рамках фестиваля моноспектаклей "Solo" писатель, режиссер и актер Евгений Гришковец представит свой новый спектакль.
"Прощание с бумагой" - так назвал свой новый спектакль российский драматург Евгений Гришковец. Вот уже более десятилетия он будоражит театральную публику своими авторскими работами: каждую пьесу исполняет на сцене лично, практически без партнеров. Впрочем, и пишет он эти пьесы, рассчитывая только на себя. Многое для своих монологов он берет из собственной жизни.
Вот и "Прощание с бумагой" - притчу, представленную 1 октября в Москве, Евгений Гришковец построил на личных наблюдениях за тем, как из жизни современных людей исчезает бумага – та самая, что всегда была символом культуры и прогресса. Многие уже забыли, когда писали письма – не на компьютере, а ручкой на бумаге, когда опускали их в почтовый ящик. Дети не знают почерка родителей, влюбленные – почерка своих возлюбленных. Но это уже никого не удивляет. Ведь есть мобильные телефоны, Интернет. И что дальше? Евгений Гришковец, размышляя над этим, говорит:
"Если человек решается сохранить какой-то образ жизни – бумажный, например, или совсем без телефона, телевизора, Интернета, ему приходится на этом настаивать и в итоге выпасть из нормальной жизни. Бороться с этим я не буду. Я хочу только одного - дать почувствовать человеку, что уходит что-то хорошее, прекрасное, привычное".
Ситуации, описываемые в "Прощании с бумагой", любой зритель может "примерить" на себя – такова особенность всех постановок Гришковца. Вот, например, история с роддомом.
"Сохранилась записка, которую я написал в роддом жене 17 лет назад, когда родилась дочь. Написал нелепым почерком, с ошибкой. И когда я беру эту бумажку, я сразу вспоминаю все, что было. И главное – вижу самого себя тем, который еще своего ребенка на руках не держал, волновался очень и поэтому написал с ошибкой… Когда родился сын спустя семь лет, я послал уже смс-сообщение. Разумеется, оно не сохранилось. Не сохранился телефон, с которого оно было послано, и тот, на который оно пришло. А даже если б сохранились – ну и что? Нет почерка, нет документа, нет свидетельства. Это могло остаться только на бумаге".
Создавая пьесу, Гришковец, по его собственным словам, изучил все, что мог, - от берестяных грамот Древней Руси до появления бумаги, книг, печатных машинок… Между прочим, первым писателем, который стал печатать свои произведения на машинке, был Марк Твен. А последнюю фабрику по производству машинок закрыли в прошлом году в Индии.
Итак, обычные книги уступают место электронным, газеты – интернет-сайтам, на смену денежным купюрам приходят карточки. В связи с этим, конечно, изменятся и сами люди. Как? А вот этого не знает никто! В этой новой реальности никто еще не жил, нынешним поколениям лишь выпало ее открыть.