Фестиваль в Луксоре: через призму кино Египет возрождает туризм

Автор
Фестиваль в Луксоре: через призму кино Египет возрождает туризм

Когда-то Египет считался 1-м из лидеров в 2-х индустриях - кино и туризма.

С годами пальму первенства крупнейшего арабского кинопроизводителя пришлось уступить, а после революции 2011 года Страна пирамид сдала позиции и в туризме. Шлейф славы арабского "Голливуда" тянется за Египтом и поныне, но, скорей, больше по привычке: позиции уже не те, да и былой популярностью среди арабов египетский кинематограф больше не пользуется. В странах региона появились свои технологии и мощности для производства фильмов.

Несмотря на многочисленные кинофестивали, регулярно проводимые в стране, включая Каирский смотр, который входит в 10-ку крупнейших в мире, интерес к мировому кинематографу среди местного населения весьма не велик. Лишь отечественные ленты, главным образом, комедии и ситкомы, вызывают неослабевающий интерес у публики. Попытки привить египтянам "кинематографический вкус", в первую очередь, к качественному кино, привели к появлению очередного фестиваля.

В декорациях древних храмов Луксора на юге Египта на минувшей неделе прошел первый фестиваль египетского и европейского кино. Задуманный как ежегодный, этот смотр был нацелен, прежде всего, на развитие культурного взаимодействия между восточной и западной цивилизациями. Для южан, живущих в своем обособленном мире, европейское кино является далеким, малопонятным и почти закрытым миром - там не стремятся знакомиться с иностранным кино. Луксорский фестиваль стал попыткой прорубить египтянам "окно в европейский синематограф".

"В стране есть немало районов, лишенных всего, в том числе и доступа к культурному развитию, - рассказала в интервью председатель кинофестиваля Магда Уасеф. - И есть потребность в развитии этого направления, ведь Египет - это не только Каир и Александрия, где киносмотры проходят регулярно".

По словам президента жюри, египетского режиссера Самира Сейфа, в 40-50-х годах прошлого столетия кино занимало вторую строчку в статье доходов государства после производства хлопка. "Сейчас возвращение египетской киноиндустрии в "золотой век" зависит от 2-х факторов - создания нового поколения производителей за счет появления новых киноведческих школ, выработки механизмов поддержки и продвижения молодых талантливых режиссеров, а также повышение интеллектуального уровня самой аудитории с помощью средств, отличных от телевидения, рассчитанного на среднего обывателя.

В фестивале приняли участие 64 картины из 21 страны мира. Россия была представлена в конкурсе короткометражного кино лентой "Виктория" Святозара Головлева. И хотя дипломная работа выпускника одного из московских кинематографических вузов не завоевала никаких наград, она, тем не менее, достойно прозвучала на фестивале, считает российский представитель жюри короткого метража Анатолий Шахов. "Мне довелось поработать в жюри многих кинофестивалей региона, и луксорский, пожалуй, запомнится, достаточно уютной и домашней атмосферой, - поделился он своими впечатлениями. - Главное - это творческая встреча, и здесь для этого были все возможности".

Помимо задачи продвижения культуры и кино в широкие массы, кинофестиваль в Луксоре преследовал и еще одну весьма актуальную сейчас для Египта цель - развитие туризма. И именно здесь хорошо заметно, какие убытки несет туриндустрия после революции. И хотя власти страны рапортуют о притоке иностранцев, росте доходов и выправлении кризисной ситуации, окружающая картина не столь оптимистична.

Немногочисленные туристы, главным образом, из США и Дальнего Востока, полупустые Карнакский и Луксорский храмы, скучающие возницы на исхудавших лошадях, которые на своих желудках испытали все тяготы и невзгоды последних месяцев, одиноко качающиеся на приколе у причала невостребованные лодки и баркасы, обдуваемые всеми ветрами и заносимые без людского внимания песком храмы в Долине царей на Западном берегу - вот каким предстает нынче Луксор, где еще года 3-4 назад буквально яблоку негде было упасть от иностранцев и туристических автобусов. Город, живущий целиком за счет туризма, переживает тяжкие времена. "Нам сейчас приходится несладко, - рассказывает водитель такси Ахмед, который утром преподает детям в начальной школе арабский и историю, а вечером садится за баранку авто, чтобы прокормить двоих детей. - Туристов мало, но мы уверены, что это - временные трудности, и все будет хорошо, ситуация должна улучшиться".

Пока в городе проходил фестиваль, и Луксор наводнили гости со всего мира, ее жители смогли сделать небольшую передышку в своих житейских трудностях и насладиться кино. Пусть не всем оказались понятны европейские фильмы, и на бесплатных сеансах местные жители все равно предпочитали отечественные фильмы иностранным, организаторы фестиваля искренне надеются, что лучшие времена еще грядут, даже несмотря на то, что все чаще эфирное время на ТВ в ущерб кино и научно-популярным лентам отдается под религиозные образовательные и просветительские передачи. "Мы, люди искусства, не потерпим давления, - заявила Магда Уасеф. - Мы - свободные люди и будем сопротивляться всем попыткам продвигать идеологию в ущерб культуре".