"В бой идут одни старики": неизвестные факты о фильме

Автор

Это музыкально-военная драма о том, как не только воевали, но и проводили будни советские летчики-истребители.

В 1974 году на экраны вышел кинофильм Леонида Быкова "В бой идут одни старики" - о летчиках-истребителях в Великой Отечественной войне. В кино его посмотрели почти 45 миллионов человек, и это был единственный фильм о войне, который оказался кассовым. За режиссурскую и актерскую работу картина получила множество наград.

Это не просто фильм, это то, что настолько полюбилось людям, что стало частью советского и постсоветского фольклора. До сих пор люди цитируют капитана Титаренко, механика Макарыча и многих других. В Харькове и Киеве этим персонажам установили памятники.

Это музыкально-военная драма о том, как не только воевали, но и проводили будни советские летчики-истребители. О "поющей" второй эскадрилье, организованной главным героем ленты – Алексеем Титаренко по прозвищу "Маэстро" -, о сложных взаимоотношениях и вообще возможности их построить. Это культовый фильм, и потому не удивительно, что он имеет свои историю, свои неизвестные и любопытные факты.

Воплощение школьной мечты

Режиссер картины Леонид Быков с малых лет мечтал летать. В 1943 году он даже поступил в соответствующее училище, однако спустя пару месяцев его отчислили в связи с его невысоким ростом (163 сантиметра). Когда удалось закрепиться в творчестве, начать играть в кино, Быков решил, что обязательно хотя бы в кинокартине сделает то, о чем так мечтал.

Так, в начале 70-х годов вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким был создан сценарий картины, которая, кроме всего прочего, была основана на реальных событиях и историях – применялся "художественный анализ", когда все факты сводились в одно целое, в реальности происходя в совершенно разных местах и в разное время.

Совпадение с реальностью

Чтобы создать свой киношедевр, Быков не обходился без консультаций с ветеранами, и так получилось, что у его персонажей были реальные прообразы. Так, в качестве прототипа капитана Титаренко указывают Виталия Попкова, Ивана Лавейкина и Дмитрия Титоренко. Много помогал Леониду Быкову при создании картины Иван Кожедуб, потому часть событий были по его биографии.

Капитан Вано Кобахидзе вообще был списан с фронтового друга Кожедуба и первого непосредственного командира, отважного грузинского летчика, младшего лейтенанта Вано Гобуния, погибшего, когда он таранил немецкий истребитель. Виталия Щедрона, "Смуглянку", взяли с образа Виктора Щевронка, друга юных лет Быкова, летчика, погибшего, когда велись бои за Чехословакию.

Реальной была и та, по которой писали капитана Зою Молчанову – это была ночной бомбардировщик, заместитель командира эскадрильи сорок шестого гвардейского женского полка Надежда Попова. Правда, она, в отличие от своей героини, на войне не погибла.

Сцена знакомства с девушками, когда вдруг оказывается, что у последних больше наград, чем у прибывших летчиков, также реальна. Для персонажа лейтенанта Александрова по прозвищу "Кузнечик" были взяты типажи Виталия Попкова и Сергея Луганского, а также, в отдельных эпизодах, Арсения Ворожейкина и Анатолия Иванова. Была в реальности и та самая "поющая эскадрилья", определенная в пятый гвардейский истребительный авиационный полк, где на службе пребывал Попков.

Называли ее так за хор, а также за то, что оркестр Леонида Утесова подарил для фронта 2 самолета. Леонид Быков сам бывал на концерте этой эскадрильи, выступавшей в послевоенное время, и, впечатлившись, позже разыскал Виталия Попкова, попросив разрешение на то, чтобы снять фильм про нее.

Нотный стан на фюзеляже, любовь военного узбека и русской девушки, механик, крестивший самолеты перед тем, как они вылетали, то, как Маэстро оказался в плену своих, как он вернулся с поля боя на коне, немецкие танки под сеном и даже традиция не допускать "новичков" сразу к летному бою – все это и многое другое также имело прямое отношение к реальности. Даже название – это реально сказанные слова командира дивизии Михаила Михайловича Громова.

Фильм о летчиках без настоящих самолетов ВОВ

Когда начали готовить съемки, то оказалось, что настоящие самолеты времен Великой Отечественной войны отсутствуют. Только благодаря маршалу Покрышкину удалось добыть учебно-тренировочные истребители "Як-18П" и чехословацкий спортивный "Zlin Z-326 Акробат", частично напоминающий один из немецких военных.

Имеющуюся технику покрасили, сняли, что не нужно, а что нужно – прицепили, и так получились "Ла-5" - как раз те, которые действительно были нужны. "Этажерку", на которой летали ночные бомбардировщицы, удалось добыть благодаря маршалу Сергею Руденко.

"Негероическое" кино

Именно таким назвали будущий хит чиновники из Госкино, прочтя сценарий. Тогда Леонид Быков принялся вслух читать отдельные моменты из сценария, бывая на гастролях, и это зрителям очень нравилось. Наконец, за будущую картину вступились те самые ветераны, которые помогали в ее создании.

Особенно знаковой была характеристика полковника Лезжова, назвавшего историю "честным рассказом о войне и тех, кто в ней побеждал".

Не популярная "Смуглянка"

Песня "Смуглянка" действительно звучала во времена Великой Отечественной войны. Она была создана, как напоминание о бессарабских партизанах, когда образовалась Молдавская СССР. Однако руководство сочло композицию слишком фривольной и запретило ее транслировать в радиоэфире.

Один раз только ансамбль Александрова, в 1944 голу, ее спел на празднике. Однако в народе она была, ее услышал Леонид Быков, когда был еще ребенком, запомнил, решив, что обязательно добавит ее в свое будущее кино, и действительно это сделал, так что "Смуглянка" прогремела на весь Союз.