Не Борном единым

Автор

В прокат выходит "Эволюция Борна", в которой место уставшего Мэтта Деймона занимает усовершенствованный Джереми Реннер.

В ледяных водах Аляски плывет тело секретного агента, но это не израненный Джейсон Борн из первых кадров "Идентификации Борна" дрейфует, а ветеран войны в Ираке Аарон Кросс (Джереми Реннер) закаляется. В названии нового фильма все еще фигурирует имя героя шпионских романов Роберта Лудлума, только вот игравший главного героя первых 3-х серий Мэтт Деймон появляется на экране лишь в виде фотокарточки. А режиссер ленты Тони Гилрой вовсе не спешит объяснить, кто этот новый сверхчеловек и как связан он с тем самым Борном.

В идеале зритель должен помнить предысторию и достраивать общую картину в голове, проявляя таланты аналитика секретного правительственного агентства. Впрочем, и это не обязательно.

Гилрой был соавтором сценариев ко всем "Борнам" и, когда Мэтт Деймон отказался от дальнейшего участия, решил не перекраивать титульному герою лицо, а расширить книжную вселенную и поместить в нее нового персонажа. Кое-что про новичка становится понятно сразу: не мерзнуть и не пасовать перед волками Аарону Кроссу помогают таблетки, синие и зеленые, а значит, где-то в кабинетах и лабораториях сидят некие правительственные спецы, превращающие людей в совершенных солдат.

Так и есть: засекреченный даже от властей США проект ЦРУ по созданию суперубийц "Тредстоун" оказался только верхушкой айсберга. У создателей Борна есть свои начальники, у которых имеются свои опасные игрушки и секреты.

Заправляет всем полковник Эрик Байер (Эдвард Нортон), решающий, что лучший способ остановить цепочку скандалов, связанных с рассекречиванием все новых операций – тотальное уничтожение их участников. Ликвидируют всех подряд: ученых целыми лабораториями, а подопытных — отрядами. Выживают только Кросс и вовремя нырнувшая под стол доктор Марта Ширинг (Рейчел Вайс), генетик, ответственная за те самые таблетки.

"Мы работали с чистого листа"
Исполнитель главной роли в фильме "Эволюция Борна" Джереми Реннер рассказал о том, как он справился с наследством Борна, и о творческом методе режиссера Тони Гилроя....Гилрой старается сохранить заданный режиссерами прошлых серий темп и гоняет своих героев по крышам и улицам. Реннер убедительно сокрушает врагов, Вайс не менее убедительно паникует. Ну а когда люди в черном, исчерпав внутренние ресурсы, отправляют в погоню за Кроссом китайского агента одной из своих программ, получается практически пародия на "Терминатора 2". Убить машину с чувствами поручено машине более совершенной — у нее непроницаемое азиатское лицо, и, кажется, она вообще не задается вопросом о своем предназначении, безотказно работая по принципу "вижу цель — атакую".

Но не погони, перестрелки и рукопашные схватки сделали популярным Борна, а фигура героя, озабоченного поиском собственного я в прошлом и решением этических задачек в настоящем. Правда, Кросс, в отличие от Борна, прекрасно помнит, кем был раньше и по своему прошлому не ностальгирует – он сталкивается с зависимостью, которая подобна наркотической. Без таблеток новый герой – просто разочарованный солдат.

Фармацевтика не только и не столько делает его сильнее, сколько дарит интеллектуальное превосходство. То, что он не сможет в одиночку положить очередной отряд ликвидаторов, пугает не так сильно, как перспектива умственной деградации. Кросс, подобно герою фильма "Цветы для Элджернона" (там умственно отсталый становился гением, чтобы с горечью следить за угасанием эффекта), понимает, что он подопытная мышь, но предпочитает быть сверхмышью, а не простой полевкой.