10 самых несправедливых "Оскаров"
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Британский журнал о кино Empire проштудировал историю самой главной кинопремии мира и обнаружил, что несправедливостей в ней хватало.
Плод трудов британцев как никогда актуален, ведь в этом году на "Оскар" претендуют 10 фильмов, 1 краше другого. Определить лучший будет сложно, зато и кто бы не выиграл, киноманов не устроит ни 1-й варинант.
1. Лучший фильм-1977: "Рокки" вместо "Телесеть"
Обличительной ленте о масс-медиа, и о том "что нет никакой Америки, нет никакой демократии, есть только корпорации" академии предпочли душещипательную историю "золушки в боксерских перчатках". Впрочем, их трудно осудить – в том году на "Оскар" претендовал также "Таксист" Скорсезе. "Телесеть" же получила рекордное количество статуэток в актерских номинациях, чем и утешились продюсеры картины.
2. Лучший режиссер-1981: Роберт Редфорд ("Обыкновенные люди") вместо Мартина Скорсезе ("Бешеный бык")
Специалисты до сих спорят, что такого было в режиссерском дебюте Редфорда, что позволило ему обойти биографию великого боксера? Многие сходятся на том, что респектабельная и сделанная по всем канонам семейная драма Редфорда куда больше пришлась по душе консервативным академикам, чем черно-белое, жесткое и жестокое полотнище Скорсезе.
3. Лучшая актриса-1998: Хелен Хант ("Лучше не бывает") вместо Джуди Денч ("Миссис Барун")
Легенда Голливуда Кэтрин Хепберн как-то сказала, что "хорошие актеры часто получают "Оскары" за плохие роли". Джуди Денч 6 раз номинировалась на "Оскар", но победила только однажды, получив в 1999 статуэтку как лучшая актриса второго плана во "Влюбленном Шекспире", в котором ее героиня появляется на экране всего на 8 минут. А годом ранее она проиграла в более престижной номинации Хелен Хант, средней руки актрисе, непредсказуемо оказавшейся в фаворе у академиков.
4. Лучший фильм-2006: "Столкновение" вместо "Горбатая гора"
Трудноперевариваемой драме о ковбоях-гомосексуалистах, разрушивших свои жизни ради страсти, академики предпочли приторную социальную драму о победе политкорректности над расовыми предрассудками. Когда пик интернационализма в Америке прошел, художественные достоинства "Столкновения" стали подвергать сомнению. Но "Оскар" же не перевручишь.
5. Лучший режиссер-1980: Роберт Бентон ("Крамер против Крамера") вместо Фрэнсиса Форда Копполы ("Апокалипсис сегодня")
Коппола пережил инфаркт, гражданскую войну, истерики Марлона Брандо, тайфун целый год снимая величайший фильм о войне. Увы, академиков все это впечатлило куда меньше, чем судебно-семейная драма Бентона, которая, конечно, тоже классика, но несколько иного рода. Возможно, против фильма Копполы сыграл "Охотник на оленей", еще 1 фильм о Вьетнаме, получивший "Оскара" годом ранее. А возможно, вручив Фрэнсису Форду статуэтку за 2-го "Крестного отца", они посчитали, что наградной лимит режиссера исчерпан.
6. Лучший режиссер-1959: Винсенте Минелли ("Жижи") вместо Альфреда Хичкока ("Головокружение")
"Оскар" 1959 года стал, возможно, самым скандальным в 50-е во многом из-за того, что фильм Хичкока не получил ни одной номинации! Режиссеру вообще не везло – 5 раз за свою карьеру он номинировался как лучший режиссер, но награду не получил ни разу. Но случай с "Головокружением" особенно обидный. Фильм был по-настоящему новаторский, даже сейчас, спустя полвека, его цитирует и по нему учится современное поколение режиссеров. Увы, награда ушла шаблонному мюзиклу, который в тот год выиграл во всех 9-ти номинациях, в которых был представлен.
7. Лучший режиссер-1982: Уоррен Битти ("Reds") вместо Стивена Спилберга ("Индиана Джонс и искатели потерянного ковчега")
Слоган фильма Битти обещал "самую эпическую историю любви со времен “Унесенных ветром”". Фильм о американском журналисте, после Первой мировой сбежавшем со своей возлюбленной в Россию, где шла революция отечественному зрителю покажется очередной "клюквой". Впрочем, академикам, с историей плохо знакомым, это не помешало предпочесть ленту творению Спилберга. Ну что ж, история расставила все по своим местам.
8. Лучший режиссер-1995: Роберт Земекис ("Форрест Гамп") вместо Квентина Тарантино ("Криминальное чтиво")
Оба фильмы были чудесными. Земекис соединил воедино драму, черный юмор, музыкальные номера и настоящий эпический размах. Тарантино умудрился подать сложносочиненную историю зрителям так, чтобы у них не закипали мозги при попытке уследить за хитросплетениями сюжета. "Гамп" и Земекис оказались более масштабными и чуточку более патриотичными – многие академики посчитали, что фильм в первую очередь не о человеке, а об Америке. За что и получили "Оскар".
9. Лучший актер-1999: Роберто Бениньи ("Жизнь прекрасна") вместо Эдварда Нортона ("Американская история Х")
Бениньи сыграл отца, пытающегося уберечь своего сына он ужасов фашистского концлагеря, убеждая ребенка в том, что все вокруг – игра. Нортон изобразил жестокого неонациста, раскаявшегося в своих преступлениях и осознавшего лживость своих идеалов. Буффонада итальянца в итоге пленила сердца оскаровручателей больше натуралистичной игры Эдварда, и награда ушла к нему.
10. Лучший фильм-1940: "Унесенные ветром" вместо "Волшебник страны Оз"
В 40-е годы борьба за "Оскар" в номинации "Лучший фильм" больше напоминала войну не на жизнь, а на смерть. В 2011 мы радуемся тому, что впервые за долгие годы битву ведут равные соперники, а 70 лет назад такое было обычным дело ежегодно. В битве "Унесенных" и "Волшебника" был один победитель – режиссер Виктор Флеминг, снявший оба фильма. Как это часто бывает, проигравший фильм в итоге стал победителем в истории. Его до сих пор цитируют, показывают детям, а песня "Over The Rainbow" признана в США лучшей в ХХ веке.