Полицейский боевик "Новичок"

Автор

Трудно сказать, кто является родоначальником поджанра "бадди-муви"...

Возможно, кто-то вспомнит Артура Конан Дойля и его Холмса с Ватсоном. Или Жеглова с Шараповым. Киноманы обязательно упомянут "48 часов" Уолтера Хилла, "Смертельное оружие" Ричарда Доннера, "Плохих парней" Майкла Бэя и еще целую толпу фильмов, где встречается столь знакомое по полицейским боевикам выражение "напарник".

Не товарищ, не друг и даже не сослуживец, а именно "напарник", т.е. человек, на пару с главным героем распутывающий преступления, разделяющий с ним горести и радости службы, а зачастую и личной жизни. Само собой, элементы "бадди-муви" встречаются и в других жанрах (комедиях, например), но эталоном применения этой схемы стали именно боевики и детективы.

Картина актера и режиссера Клинта Иствуда "Новичок" является типичным и потому не слишком ярким представителем сего направления. Несмотря на отличную актерскую игру и стоящий экшн, "Новичок" не смог выделиться на фоне многочисленных полицейских картин. Что тому виной, попробуем выяснить.

…Американец польского происхождения Ник Пуловски (Клинт Иствуд) работает в департаменте автомобильных краж полиции Лос-Анджелеса. Стареющий детектив – вовсе не звезда новостных сводок, что его несколько напрягает, ведь каждому хочется побыть в центре внимания до начала проблем с мочеиспусканием.

Тем более неприятно, что когда Нику и его напарнику Пауэллу наконец-то подвернулось стоящее дело, главный подозреваемый в масштабных кражах дорогостоящих авто, немец Стром (Рауль Хулиа), виртуозно выкручивается из цепких лап закона. Во время очередной облавы Стром убивает Пауэлла, дело передают в отдел убийств, а самого Ника отстраняют от расследования, да еще приставляют к нему молокососа Акермана (Чарли Шин).

Ник с такой несправедливостью мириться вовсе не намерен. Черт с вами, решает он и начинает свой личный крестовый поход, больше смахивающий на вендетту. Ветеран вынужден таскать с собой повсюду Акермана, которому вечно достается по первое число. Тем не менее, несмотря на брюзжание бывалого напарника, молодой детектив вовсе не так уж плох или самонадеян. Акерман – сын богатого бизнесмена (Том Скеррит) – всю жизнь пытается доказать своему отцу, что чего-то стоит сам по себе, а не только вкупе с кредитной карточкой. Поэтому служба в полиции рядом с Ником для Акермана не столько повседневная работа, сколько вызов самому себе, своеобразная проверка на вшивость.

Тем временем коварный Стром, чей бизнес в результате пристального интереса со стороны полиции сильно пошатнулся, решается на отчаянный шаг – похищение настырного детектива и вымогание внушительной суммы денег в обмен на его жизнь. Само собой, при этом Стром хочет основательно замести следы, убить всех предполагаемых дольщиков выкупа и вместе со знойной подружкой (Соня Брага) и с кучей денег свалить в теплые страны. И если бы не прыткий Акерман, то у него даже могло бы получиться…

"Новичок" стал для Клинта Иствуда в своем роде мостиком в большое кино. Причем сам этот мостик остался позади, в полной мере характеризуя Иствуда как главного героя полицейских триллеров и спагетти-вестернов, ибо "Новичок" – типичная поделка в стиле его же "Грязного Гарри" или "Внезапного удара". Своим следующим фильмом, вестерном "Непрощенный", Иствуд начнет новую веху в собственном влиянии на кинематограф, в результате чего станет одним из самых востребованных и обласканных критиками режиссеров начала нового тысячелетия.

Вернемся к нашим баранам. Крутой детектив и юный салага на его попечении – достаточно избитый ход. Как и то, что к концу фильма оба научатся жить друг с другом в мире, ветеран (если выживет) станет терпимей и сдержанней, а молодежь нахлебается жизненного опыта. Создатели фильма этой схемы придерживаются четко, поэтому финал "Новичка" – достаточно предсказуемый, хотя наблюдать за противостоянием полицейских и бандитов от этого не становится менее интересно.

3 главных действующих лица – Иствуд, Шин и Хулиа – отлично вписываются в образы, хотя, конечно, лучше всего выглядит Иствуд, который на подобных персонажах, что называется, собаку съел. Хорош Чарли Шин, который во многом копирует самого себя. В реальной жизни Чарли не приходилось много махать кулаками для самоутверждения, но ситуация, когда сын находится в тени своего звездного отца, ему отлично знакома.

Пуэрториканец Рауль Хулиа в роли немецкого злодея? Если честно, не самая удачная роль в фильмографии актера. Чуть позже Хулиа блистал в образе Гомеса Аддамса в дилогии про семейку Аддамс. А еще позже неожиданно для всех скоропостижно скончался от инсульта в возрасте 54 лет. Актера похоронили на родине, в Пуэрто-Рико в 1994, спустя 4 года после выхода "Новичка".

Так все же, что не позволило картине Иствуда стать кассовым хитом и культовым экшном, вроде "Плохих парней" или "Смертельного оружия"? В декабре 1990, когда лента вышла в прокат, у нее не было прямых конкурентов (если, конечно, не считать за соперников ленты "Один дома", "Мизери", "Танцы с волками" и "Хищник 2", шедшие на той неделе в кинотеатрах Америки). Увы, по всей видимости, ленту "похоронил" не очень внятный сценарий, ибо в остальном (актерская игра, погони, каскадерские трюки и прочие нюансы) "Новичок" достоверен и отлично смотрится.

Сценарием заведовали Боаз Якин и Скотт Спигел. Спигел – мастер на все руки, хотя мастер – это громко сказано. Третьеразрядный актер, так себе режиссер, да и сценарист неважный. Его предыдущим детищем стал сиквел "Зловещих мертвецов" Сэма Рэйми, который, кстати, очень трудно сюжетно отличим от оригинала, поэтому вклад Спигела не очевиден. Для Якина "Новичок" вообще был 2-й работой в кино после топорного боевичка "Каратель" с Дольфом Лундгреном. Вот и весь сказ об авторах фильма. Как видите, минус на минус не всегда дает плюс.

Резюме. Исходный материал очень важен. Как и люди, его адаптирующие к большому экрану. Не зря абсолютное большинство кинофестивалей отдельно отмечают премиями сценаристов, ибо от их работы зависит очень многое. Авторы "Новичка" откровенно расслабились, слепив добротный, но предсказуемый полицейский боевичок с грамотно поставленными трюками, стрельбой и погонями. Актеры в грязь лицом не падают, реплики и удары наносят профессионально, но особого драматизма своим персонажам не передают, ибо по сюжету этого не требуется. Ну и ладно, зато наши победили.