Египет: Угрозы в адрес туристов - стоит ли их воспринимать всерьез?

Автор
Египет: Угрозы в адрес туристов - стоит ли их воспринимать всерьез?

Захлестнувшая Египет волна насилия не только не идет на спад, но и расширяет свою географию...

Экстремисты, взявшие на себя ответственность за кровавый взрыв в курортном городке Таба на границе с Израилем, пригрозили отдыхающим в Египте иностранным туристам атаками и нападениями, если они в четырехдневный срок не покинут страну. Срок выдвинутой в ультимативной форме угрозы истекает сегодня.

Захлестнувшая Египет после отстранения от власти минувшим летом военными президента Мухаммеда Мурси волна насилия не только не идет на спад, но и расширяет свою географию, затрагивая новые сферы некогда спокойно и размеренной жизни Страны пирамид. Взрывы теперь добрались и до туристов.

Многие здесь пытаются докопаться до истины и понять, кто именно стоит за терактами и диверсиями. Однако пока вопросов остается больше, чем убедительных ответов.

Если говорить об официальной линии, то за большинством атак, в том числе на граждан Южной Кореи, стоит громко заявившая о себе после свержения исламистов группировка "Ансар Бейт аль-Макдис" ("Сторонники Иерусалима"). Позиционирующие себя как "борцы за веру и права мусульман", эти джихадисты заявляют, что их главная цель - свержение новых властей и противостояние египетским военным и их "перевороту", которые, согласно недавнему заявлению боевиков, "служат интересам сионистского врага" (Израиля). Но понять, кто они на самом деле, задача не из легких.

В Египте разгорелось немало споров и спекуляцией относительно того, кто руководит и спонсирует эту террористическую сеть. Одни считают ее боевым крылом запрещенной ныне и признанной террористической ассоциации "Братья-мусульмане", называя группировку "милиции аш- Шатера" по имени второго человека в исламистской организации Хейрата аш-Шатера, считающегося ее "серым кардиналом". Другие узрели в действиях экстремистов след "Аль-Каиды". Есть и те, кто полагает, что "Бейт аль-Макдис" является ширмой, а стоят за ней местные силовики и военные, которым необходим этот инструмент для того, чтобы манипулировать общественным мнением и под лозунгом "борьбы с терроризмом" жестко контролировать ситуацию в стране.

Впервые этап группа "вышла в свет" в 2012 году, взяв ответственность за подрыв ведущего в Израиль газопровода. Тогда же она заявила, что начала свои операции с 2010 года, когда была совершена первая диверсия на магистрали, по которой "голубое топливо" поставлялось за рубеж. В этой диверсии обвинили в то время бедуинов.

Как полагают местные эксперты, сама группировка является "по происхождению" египетской, и большинство ее членов - египтяне, среди которых немало тех, кто имеют реальный боевой опыт, приобретенный в различных конфликтах в мире. О командной иерархии мало что известно. Есть информация, что один из ее лидеров - выходец из синайского племени "саварка" Шади аль-Минеи. В прошлом промышлял контрабандой и переправкой африканцев в Израиль, на чем очень быстро обогатился. До настоящего времени поймать или ликвидировать его так и не удалось. Вторым главарем, предположительно, является, некий Абу Усама аль-Масри. Об этом человеке практически ничего не известно.

Племенное происхождение членов группировки играет им на руку. Они пользуются активной поддержкой некоторых бедуинских кланов, у которых давние споры с центральными властями из-за того, что, как они заявляют, правительство игнорирует проблемы Синая, а бедуины не получают никаких "дивидендов" от туризма.

По словам местного специалиста по исламским движениям Камаля Хабиба, своими корнями она уходит в экстремистскую сеть "Ат-Таухид валь-Джихад" ("Единобожие и джихад"), которая взяла на себя ответственность за взрывы в Табе в 2004 году и Шарм-эш-Шейхе в 2005. Египетские власти полагают, что члены этой же организации организовали в апреле 2006 года тройной теракт в Дахабе, в результате которого погибли 19 человек и около 70 получили ранения. Ряд главарей этой группы тогда же был уничтожен силовиками.

Между тем, этими терактами, считает Хабиб, "Единобожие и джихад" сделали первый шаг для привлечения в свои ряды новых членов, поддерживающих идеи "Аль-Каиды". Со временем она попросту переродилась в новое образование, которое и получило название "Ансар Бейт аль-Макдис".

Экстремисты на пути своего становления пережили несколько основных этапов. Начав со взрывов в курортных зонах АРЕ, они затем переключили свое внимание на диверсионную деятельность против израильтян на оккупированных территориях, в том числе атаках в Эйлате и пустыне Негев, а также против газопроводов. Однако тогда они еще не вступали в открытую конфронтацию с армией АРЕ.

На втором этапе, джихадисты похитили семерых египетских солдат на севере Синая в мае прошлого года. Они были позднее освобождены, однако тогда бывшие заложники благодарили "Бейт аль-Макдис" за содействие в этом. Кроме того, один из освобожденных военнослужащих передал президенту Мухаммеду Мурси просьбу экстремистов выпустить из тюрем задержанных силовиками товарищей.

С июля 2013 года, после низложения Мурси, еще "инкогнито", они начали подрывать армейские броневики и атаковать посты и патрули на севере Синая. Только к сентябрю они заявили о себе в открытую, взяв ответственность за покушение на главу МВД Мухаммеда Ибрагима. Затем, параллельно с непрекращающимися нападениями на Синае, последовали взрывы у расположений силовых структур, наиболее крупным из которых стал теракт в середине декабря в Эль-Мансуре в провинции Дакахлия. В результате подрыва заминированного автомобиля рядом с главным управлением сил безопасности города погибли 17 человек, еще около 135 получили ранения, в том числе высокопоставленные силовики.

По имеющимся данным, базируется группировка в районе городов Шейх-Зувейд и Рафах на границе с сектором Газа. Воспользовавшись воцарившимся здесь хаосом после январской революции 2011 года и хлынувшим потоком оружия из охваченной войной Ливии, а также из Судана, они значительно укрепили свои позиции, пополнив арсеналы оружием, в том числе противотанковыми комплексами и ПЗРК. Это позволило качественно повысить уровень проводимых джихадистами операций, количество которых, несмотря на продолжающуюся уже третий год масштабную операцию армии, не только не уменьшается, но выходит за пределы севера полуострова.

Между тем, как считает помощник главы МВД по общественной безопасности Саид Шафик, "Бейт аль-Макдис" одна из террористических группировок, которая вышла из рядов "Братьев-мусульман". По его словам, невзирая на то, что таких экстремистских групп много, и носят они разные красочные названия, все эти организации представляют из себя единую подпольную сеть, инкубатором для которой и стало "братство".

Однако есть и другое мнение. Оно сводится к тому, что активисты "братьев", являющиеся сторонниками радикального крыла ассоциации, вслед за массовыми арестами и облавами на исламистов, отошли от мирной "партийной" деятельности и начали активно вступать в ряды "ансаров".

Как подчеркивают местные эксперты, перехваты разговоров, аудиозаписи, используемая боевиками литература, и их пропагандистская деятельность указывает на то, что активисты группировки являются приверженцами джихадистко- салафитской идеологии, основанной на категорическом неприятии демократических принципов. Госинституты они рассматривают как часть мировой капиталистической системы - "безбожной и нечестивой". По словам профессора Американского университета в Каире Ашрафа Шерифа, дальнейшее существование "Сторонников Иерусалима" напрямую связано с последствиями конфликта между вооруженными исламистскими организациями в Сирии. Он также подтверждает, что идеология местных джихадистов указывает на их прямую связь с "Аль-Каидой".

Власти Египта, с одной стороны, достаточно скептически относятся к угрозам экстремистов в адрес иностранных туристов. Тем более, принятые в крупных курортных зонах меры безопасности пока работают без сбоев и уже подтвердили свою эффективность - на курортах Южного Синая сохраняется спокойная обстановка. С другой стороны, игнорировать любые угрозы даже при минимальной вероятности их претворения в жизнь власти не могут. Тем более, что до запланированных на апрель президентских выборов, на которых главным кандидатом рассматривается еще не выдвигавшийся министр обороны Абдель Фаттах ас-Сиси, остается очень мало времени. А властям во что бы то ни стало необходимо продемонстрировать, что они готовы поставить заслон на пути террора, и альтернативы "железной руке" армии на данном этапе в стране нет. Иначе она никогда не выберется из нестабильности и не вернется к спокойной жизни, о которой египтяне вспоминают сейчас с такой ностальгией.

[news id="1127862"]