В развитых странах проходит мода на частные автомобили

В развитых странах проходит мода на частные автомобили

Во всех развитых странах в последнее 10-летие наблюдается тенденция к уменьшению использования частных автомобилей.

Особенно заметно это среди молодежи: и в Европе, и в США молодые люди уже не стремятся обзавестись собственной машиной и сесть за руль как можно раньше, а показатели общего пробега автомобилей уменьшаются.

Статистики начали отмечать тенденцию к уменьшению интенсивности использования автомобилей (средний пробег на одного водителя) еще за несколько лет до начала экономического кризиса, который эту тенденцию только усилил. Жители многих развитых стран теперь ездят на своих машинах меньше и реже, чем в конце 90-х годов прошлого века.

Даже в предельно "автомобилизированных" США отношение к машинам уже не то, что прежде. Среди людей старшего поколения водят автомобиль почти все, но среди молодых людей доля обладателей водительских прав заметно сократилась. Если 30 лет назад более 40% 16-летних подростков уже имели водительские права, теперь они есть лишь у 22% 16-летних американцев. Наибольший процент обладателей водительских прав — в возрастной группе 60-70 лет.

При этом американцы 16-34-летнего возраста, живущие в больших городах, за последние 10 лет стали вдвое больше пользоваться общественным транспортом. В Европе, помимо общественного транспорта, набирают популярность "автомобильные клубы", члены которых пользуются общим автомобильным парком сообща.

Эксперты отмечают, что изменение отношения к частному автомобилю связано с общим изменением стиля жизни молодежи западных стран. Собственный автомобиль теперь воспринимается многими как слишком обременительна вещь, не столько повышающая, сколько сковывающая мобильность.

Играет свою роль и интернет. Отмечено, что рост популярности общения в социальных сетях коррелирует с уменьшением использования автомобилей. Кроме того, традиция поездок по магазинам уступает место интернет-шопингу: в Британии, например, через интернет уже осуществляется 6-я часть розничных покупок; в США покупки онлайн составляют 5% общего товарооборота, и их доля быстро растет.

Эксперты полагают, что автомобильный рынок в странах Запада достиг точки насыщения и расти больше не будет, несмотря на рост населения. В связи с этим пересматриваются стратегии развития инфраструктуры: если нагрузка на сети автомобильных дорог стабилизируется, инвестиции можно направить на другие цели, в том числе на развитие скоростного железнодорожного транспорта.