Кто будет править миром в 2013 году

Автор

Уходящий год запомнился яркими и зрелищными выборами.

Уходящий год запомнился яркими и зрелищными выборами. В одних случаях результат был предсказуем, в других — избиратели и журналисты до последнего момента пребывали в напряжении. РБК daily выбрала пятерых победителей, политика которых в ближайшие годы будет определять особенности развития не только отдельных регионов, но и всего мира.

Охотник за "жирными котами"

Франсуа Олланд, в мае в упорной борьбе победивший Николя Саркози на президентских выборах во Франции, изначально представлялся публике невзрачным и нехаризматичным политиком. Его успех во многом обусловлен экономическими проблемами второй по величине экономики еврозоны. Французам пришлись не по вкусу реформы консерватора Саркози, и вытягивать страну из долгового болота они доверили социалисту.

Свое президентство Олланд начал с охоты за "жирными котами": повысил налоги для банков и установил планку отчислений в казну в 75% для тех граждан, кто зарабатывает более 1 млн евро в год. Но, несмотря на эти популистские шаги, в ноябре Франция лишилась высшего кредитного рейтинга по версии Moody’s. При этом, спасаясь от налогов, сотни богатых французов, среди которых, например, известный актер Жерар Депардье, встали в очередь на получение гражданства в соседних странах (в частности, в Бельгии). Окажется ли Олланд спасителем экономики Франции, еще вопрос, но в историю он точно войдет как человек, лишивший Депардье родины.

Диктатор от демократии

Выборы президента Египта еще раз доказали: Ближний Восток и демократия, по крайней мере в западном понимании, несовместимы. Ставленнику "Братьев-мусульман" Мухаммеду Мурси во втором туре в июне противостоял последний премьер правительства Хосни Мубарака — Ахмед Шафик. Мурси был обречен победить хотя бы потому, что его имя в Египте и на Западе связывали с «арабской весной». Первым делом новый глава государства попытался ослабить власть военных, а затем стал делать то, что у восточных лидеров получается лучше всего, — превращаться в диктатора.

Вместе с расширением своих полномочий Мурси ограничил надзорные функции судей и, несмотря на массовые протесты оппозиции, провел референдум по проекту новой Конституции, составленному под его диктовку. В итоге угроза раскола Египта по религиозному признаку обострилась. Западные же политики в очередной раз кусают локти, пытаясь понять, почему посеянные ими семена демократии дали совсем иные всходы.

Пожизненный революционер

Президентская гонка в Венесуэле поразила накалом борьбы: кандидат от оппозиции Энрике Каприлес даже лидировал в ряде предвыборных опросов. Лидер Боливарской Республики Уго Чавес все же пришел к финишу первым, но его разрыв с соперником составил лишь 9 п.п. Чавес, находящийся у власти уже 14 лет, пообещал продолжить курс на социализм, и на рынках поползли слухи о новой волне национализации бизнеса. Свободно вздохнули лишь Россия и Китай: пересмотра контрактов, обещанных ориентировавшимся на США Каприлесем, не будет.

Чавес получил мандат на шестилетнее правление, но вряд ли проработает весь срок. В декабре венесуэльский лидер, страдающий раком, перенес на Кубе очередную операцию. Официально его дела идут на поправку, хотя ранее СМИ распространили информацию, что он умрет уже весной. Перед последней операцией Чавес впервые официально озвучил имя преемника — вице-президента Николаса Мадуро. Аналитики видят только одну проблему: харизмы Мадуро может не хватить, чтобы сплотить страну вокруг себя.

Архитектор новой Америки

Предвыборная кампания президента США Барака Обамы так же проходила непросто, и временами казалось, что его соперник миллионер-республиканец Митт Ромни имеет реальные шансы побороться за Белый дом. Однако по итогам голосования преимущество Обамы оказалось внушительным. Пусть экономические показатели США далеки от стабильных (так, уровень безработицы лишь перед выборами опустился ниже отметки 8%), но американцы не забыли, что Обама в кризис спас местный автопром, начал реформу системы здравоохранения, вывел войска из Ирака и избавил мир от страшилки по имени Бен Ладен. Журнал Time назвал Обаму "архитектором новой Америки" и сделал "Человеком года" (хотя справедливости ради заметим, что большинство своих славных деяний президент совершил не в этом году, а ранее). Обама уже второй раз появился на обложке предновогоднего выпуска Time (первый раз в это время он красовался там после победы на выборах в 2008 году).

Теперь у Обамы статус "хромой утки", который, однако, развязывает ему руки для выбора новой администрации и экономических реформ, так как думать о переизбрании ему уже не надо.

Первый среди равных

Китай, пожалуй, единственная страна, где сюрпризов на выборах не ждали. На 18-м съезде Компартии Китая генеральный секретарь Ху Цзиньтао уступил свое кресло Си Цзиньпину. Политическая система в Поднебесной такова, что на вершине пирамиды власти располагается "семерка" партийных боссов, где Си подобно королям средневековой Европы всего лишь первый среди равных. Восхождение Си Цзиньпина, получившего прозвище Принц (его отец в 1959—1962 годах занимал пост вице-премьера), результат закулисной торговли Ху Цзиньтао и бывшего председателя КНР Цзян Цзэминя, а голосование партийных товарищей лишь формальность.

Си Цзиньпину в наследство досталась вторая по величине экономика мира, которая, как полагают аналитики ОЭСР, уже в 2016 году может обогнать США. И если Обаму назвали человеком 2012 года, то Си вполне может претендовать на это звание в 2013 году. Его главная задача — продолжение реформ в Китае, темпы роста ВВП которого в третьем квартале сократились до рекордно низких 7,4%. По мнению аналитиков, модель развития страны последних десятилетий, основанная на масштабных инвестициях в инфраструктуру и привлечении капитала, исчерпала себя. Если Си удастся перевести экономику на инновационные рельсы, увеличить энергоэффективность производства и внутреннее потребление, то Китай станет локомотивом мирового роста, окончательно рассеяв страхи по поводу возвращения глобальной рецессии.