Премьер Франции зародил споры, посягнув на 35-часовую неделю

Автор

Премьер-министр Франции Жан-Марк Эро вызвал восхищение бизнесменов и крайнее недовольство профсоюзных лидеров.

Премьер-министр Франции Жан-Марк Эро вызвал восхищение бизнесменов и крайнее недовольство профсоюзных лидеров, предложив не считать 35-часовую рабочую неделю неприкосновенной, хотя и подчеркнул, что не в планах правительства социалистов изменять ее. Комментарий был сделан на фоне ожидаемого в понедельник доклада о поддержке слабеющей производственной конкурентоспособности второй по величине экономики Европы.

Переход на более короткую рабочую неделю был знаковой реформой кабинета социалистов, стоявшего во главе Франции в конце 1990-х. Многие работодатели считают, что из-за этого взлетели затраты на персонал, и снизилась способность компаний конкурировать на мировых рынках.

Отвечая на вопрос о том, имеет ли смысл вернуться к 39-часовой рабочей неделе, Эро сообщил в интервью: "Ничто не является табу. Я не придерживаюсь догматических принципов... Меня беспокоит лишь то, что Франция сломлена, и мы должны перезапустить двигатель на полную мощность".

Эро, чье правительство и так уже было раскритиковано за ряд оплошностей, позже разъяснил смысл своих замечаний - когда руководители компаний и профсоюзные лидеры посчитали их сигналом к серьезному изменению политики.

"Я сказал, что ничто не является табу. Но это не та идея, которую может поддержать правительство. Мы не станем ничего делать с 35-часовой рабочей неделей, так как не это является причиной наших трудностей", - сказал он французскому радио.

Лоренс Паризо, глава федерации работодателей Medef, приветствовал изначальные комментарии Эро как "отличную новость", в то время как профсоюзные лидеры уже готовились к сопротивлению.

"Если правительство попытается покуситься на 35-часовую рабочую неделю, ему придется иметь дело с нами", - предупредил Франсуа Шерек, глава крупного профсоюзного объединения CFDT. Постепенное введение более короткой рабочей недели планировалось представить как социально прогрессивный шаг, воодушевив работодателей к наему большего числа персонала с помощью повышения платы за дополнительные рабочие часы сверх условленных 35-ти.

Николя Саркози, консервативный президент, смещенный в мае социалистом Франсуа Олландом, предлагал снизить налоги на дополнительные рабочие часы, но так и не приступил ни к каким преобразованиям. Правительство отклонило призыв бизнесменов сократить расходы на персонал и поднять НДС, посчитав, что это ударит по потребителям.

В открытом письме, опубликованном в воскресенье, руководители 98 крупнейших компаний Франции призвали президента снизить налоги на заработную плату на 30 млрд евро в течение 2-х лет - в рамках программы поддержки конкурентоспособности, осуществление которой правительство намеревается начать на следующей неделе.

Объединение крупных предприятий AFEP, в которое входит большинство компаний фондового индекса Парижа CAC 40, сообщило в письме, что правительству следует профинансировать это сокращение, подняв НДС на 21% с 19,6% и снизив государственные расходы.

В ответ на вопрос о том, уступит ли правительство беспрецедентной просьбе бизнесменов, министр финансов Пьер Московиси сказал: "Я не думаю, что это возможно... потому что это навредит покупательской способности французских потребителей".

Правительство недавно обнародовало планы поднять налоги на 20 миллиардов евро в бюджете на 2013 год, чтобы достичь целевого дефицита в три процента ВВП, поэтому, по словам Московиси, Франция едва ли может позволить себе взвалить на плечи потребителей дополнительные сборы без вреда для своей экономики объемом в 2 триллиона евро.

"Мы будем продвигать идеи, не связанные с расходами на оплату труда, - такие, как инновации", - сказал Московиси. "Мы также собираемся работать и над проблемой расходов на оплату труда, но не с помощью мер, которые предлагает AFEP - увеличивая... НДС".

Во Франции - самые высокие расходы на персонал в мире. Бизнесмены ставят этим огромным расходам в вину свое невыгодное положение по сравнению с зарубежными конкурентами, а также рекордный торговый дефицит в 70 млрд евро в прошлом году.

Столкнувшись с максимальным уровнем безработицы за последние 13 лет, Олланд пообещал поддержать трещащий по швам производственный сектор, в котором за последние десять лет были сокращены 750.000 человек. В понедельник он обвинил консервативное правительство экс-президента Саркози в том, что оно игнорировало производственную политику, в то время как Германия шла вперед, принимая меры для увеличения конкурентоспособности.

"Мы отстаем на десять лет из-за отсутствия инноваций, инвестиций и экспорта", - сообщил новый президент на пресс-конференции, пообещав, что меры будут предприняты в ноябре.

"Мы будем принимать решения, включая те, которые касаются расходов на оплату труда... Поначалу эти меры будут идти с трудом, но это продлится недолго".