ЕС примет Сербию, но не раньше признания независимости Косово

ЕС примет Сербию, но не раньше признания независимости Косово

После полугода переговоров Брюссель "дожал" Белград до компромисса по тексту соглашения о нормализации отношений с Приштиной.

Главной "морковкой" или "пряником", которые использовал Евросоюз, было определение даты начала переговоров о вступлении Сербии в евросообщество. Споры Белграда и Приштины при посредничестве Брюсселя шли практически до последнего момента - в пятницу, 19 апреля стороны парафировали текст документа, а сегодня, 22 апреля министры иностранных и европейских дел 27-ми стран Евросоюза на заседании Совета ЕС в Люксембурге уже должны обсуждать дату начала переговоров о вступлении.

Парафированный в Брюсселе план договора о нормализации отношений Белграда и Приштины как участники переговоров, так и мировые СМИ назвали "историческим". Однако по этому документу остается множество вопросов. Для начала этот текст так и не был опубликован, и пока его содержание известно лишь в пересказе официальных лиц и источников.

В этом соглашении речь не идет об официальном признании Белградом независимости Косово. В основном документ касается разделения полномочий между албанскими властями Косово и сербскими анклавами на севере края, где проживает около 50 тыс. человек.

В Сербии, Косово и Брюсселе эту новость восприняли неоднозначно. Представители правительства и премьер-министр Ивица Дачич, поставивший под документом свою подпись, заявляют, что добились лучшего возможного решения в существующих условиях. Оппозиция же, а главное, сами косовские сербы объявили, что не признают условий сделки и планируют массовые акции протеста.

По сути Белград согласился в обмен на предоставление сербским муниципалитетам в самопровозглашенной республике ограниченной автономии не блокировать попытки албанских властей края вступить в ЕС и другие международные организации. Не удивительно, что в Приштине, да и во многих странах мира, это событие расценили как фактическое признание Сербией независимости Косово. Сразу после парафирования соглашения, премьер-министр самопровозглашенной республики Хашим Тачи заявил, что документ "де-юре представляет собой признание Косово со стороны Сербии". Дачич сразу же опроверг слова косовского коллеги, сказав, что соглашение не является окончательным и должно быть утверждено "государственными органами" в Белграде.

Тем не менее, по сути произошло именно так, как сказал Тачи. Ранее Сербия добивалась для своих муниципалитетов в Косово, как можно более широкой автономии, сохранения там собственной законодательной и исполнительной власти. Но в соглашении прописано, что сербские анклавы будут в целом подчиняться косовскому законодательству, сохранив самостоятельность лишь в вопросах образования, здравоохранения и сельского хозяйства. Сербской делегации удалось договориться с руководством НАТО о том, что без разрешения альянса, албанские силы безопасности не могут входить в северную часть края, но данный пункт в текст соглашения не вошел и существует лишь в виде устной договоренности.

Здесь трудно не вспомнить "устные договоренности" с НАТО, которых в конце 1980-х годов добилось от Североатлантического альянса советское руководство в обмен на вывод войск из ГДР. В частности, об "отказе альянса от расширения на Восток".

Ситуацию в Сербии усугубляет тот факт, что текст парафированного документа до сих пор не опубликован, что дает плодородную почву для домыслов, слухов и интерпретаций. В частности, представители руководства сербских муниципалитетов в Косово уже оценили план договора, как "абсолютно неприемлемый" и пообещали блокировать его реализацию. В понедельник в городе Косовска-Митровица запланирован масштабный митинг, участники которого выберут состав скупщины /парламента/ Северного Косово.

В последние дни на телефон премьер-министра Дачича посыпались смс-сообщения, в которых его называют "предателем" и угрожают убийством. Лидер оппозиционной Демократической партии Сербии, бывший президент Югославии и экс-премьер Сербии Воислав Коштуница также оценил договор как "позорный". "Власти предали народ, обменяв Косово на никому не нужную дату вступления в Европейский союз", - подчеркнул он.

Примечательно, что и среди косовских албанцев нашлись противники проекта договора. Главной их движущей силой стало радикальное движение "Самоопределение", занявшее на парламентских выборах в самопровозглашенной республике 3-е место. По их мнению, Приштина сделала слишком большие уступки Белграду, позволив "разделить Косово этническими границами и создав в нем вторую Боснию". Радикалы также пригрозили митингами и саботажем достигнутых соглашений.

Что же заставило Сербию подписать столь очевидно невыгодный для нее договор? Как видится, существенную роль здесь сыграли 3 фактора. 1-й - это беспрецедентное международное давление, оказываемое на Белград. На стороне Приштины находятся почти все страны ЕС, а также США и более 90 государств мира, уже признавшие ее суверенитет. 2-я причина - экономические интересы. Не секрет, что прогресс в диалоге Сербии и Косово жестко увязан с процессом европейской интеграции балканской страны. Сербия давно добивается вступления в ЕС, исходя из того, что она является крупнейшим рынком на территории бывшей Югославии и крайне нуждается в иностранных инвестициях. Вхождение в Евросоюз позволит, по мнению сербского руководства, вытащить экономику страны из глубокого кризиса и повысить уровень жизни граждан. И наконец, 3-я причина, о которой обычно умалчивается - тот факт, что Сербия пришла на переговоры как побежденное в войне с НАТО 1999 года государство. Исходя из этой логики, многое становится понятным - победителей не судят, а проигравший вынужден платить репарации и контрибуции, и максимум, что он может сделать - постараться их уменьшить, но полностью избежать этого невозможно. В данном случае Сербия поплатилась за неразумную политику Слободана Милошевича частью своей территории. Причем, сумев выторговать для себя и оставшихся в Косово сербов не самые плохие из возможных условия.

Теперь Сербия должна достаточно быстро получить обещанную дату начала переговоров о вступлении в ЕС. Однако дата начала консультаций - это еще не само вступление. Хотя официально об этом в Брюсселе никто не говорит, дипломатические источники не скрывают, что закончить переговоры и войти в Евросоюз Сербия сможет, лишь официально признав независимость Косово. И причина тому предельна простая - без признания Белградом независимости самопровозглашенного края принять его в Евросоюз будет невозможно, поскольку в сообществе не могут одновременно находиться 2 страны, имеющие неразрешенные территориальные вопросы. Примеров хватает уже сегодня: Греция блокирует переговоры о приеме в ЕС и НАТО Македонии, а Кипр тормозит переговоры о приеме в Евросоюз Турции.

Сербия уже приняла на себя обязательство "не препятствовать" вступлению Косово в ЕС, но этого достаточно на сегодня, чтобы Брюссель мог продолжать интеграцию Косово, но маловато, чтобы край стал полноправным членом сообщества.

Кроме того, из 27 стран Евросоюза независимость Косово не признали и пока не собираются признавать 5 государств - Испания, Греция, Республика Кипр, Румыния, Словакия. У Мадрида, Афин и Никосии позиция в этом вопросе предельно принципиальная. Испания опасается этого прецедента для собственных сепаратистски настроенных территорий (Каталонии, Страны басков), Республика Кипр и Греция видят угрозу для дополнительной легализации оккупированной Турцией территории Северного Кипра. На данный момент эти страны могут признать независимость края только вслед за Белградом, когда проблема отпадет сама собой. Без их признания перспектива полноправного членства Косово в ЕС не просматривается.

Из этого следует простой вывод. Начав переговоры о вступлении Сербии в ЕС, Брюссель будет продолжать оказывать на Белград жесткое давление с целью добиться окончательного признания независимости края. И если Сербия в этом процессе не утратит интереса к вступлению, она просто не будет иметь иного выхода.

Здесь важно отметить, что и у Брюсселя в отношении Сербии и Косово нет возможностей для маневра. Весь европейский план умиротворения взрывоопасного балканского региона строится только на его "европейской перспективе". То есть религиозным и национальным проблемам Балкан Брюссель намерен противопоставить европейскую самоидентификацию, а в процессе вступления в ЕС все страны региона должны провести такие реформы своих государственных, общественных, экономических и судебных систем, которые бы неразрывно вписали эти государства в европейское сообщество. Никакого "плана Б" у Брюсселя просто нет, и он вынужден продавливать свой первоначальный интеграционный проект, надеясь что стремление балканских стран стать частью ЕС окажется сильнее, чем их застарелые проблемы.

В теории, которая писалась в начале двухтысячных годов, такой порядок действий выглядел естественно и непротиворечиво. Сегодня, когда Евросоюз проходит серьезную проверку на прочность экономическим кризисом, и когда острые противоречия возникают даже между такими старыми членами ЕС, как Испания и Германия, европейское будущее Балкан не выглядит настолько очевидным, как оно казалось 10 лет назад.