Как долго Испания может жить в долг?

Автор
Как долго Испания может жить в долг?

Неделя с 16 по 22 июля стала для испанской экономики критической.

Несмотря на решение ЕС о предоставлении Испании финансовой помощи в размере до 100 млрд евро для рекапитализации банков и принятие испанским правительством жестких мер по сокращению дефицита госбюджета, включающих повышение налогов и снижение госрасходов, страна не получила передышку на рынке внешних заимствований, где уровень рисков по испанским долговым обязательствам впервые перевалил за 600 пунктов, а доходность превысила 7%.

В испанских экономических кругах все чаще стали говорить о возможности обращения страны к ЕС и Международному валютному фонду за экстренной финансовой помощью, поскольку, как сказал испанский премьер Мариано Рахой, "брать средства в долг, платя по ним более 7%, страна долго не сможет".

В субботу 21 июля министр иностранных дел и сотрудничества Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо, а днем позже лидер социалистической оппозиции Альфредо Перес Рубалькаба без обиняков назвали происходящее на рынке внешних заимствований "заговором финансовых спекулянтов против Испании" и призвали Европейский центральный банк защитить страну и евро от спекулятивных атак. Однако президент ЕЦБ Марио Драги также без обиняков ответил: "Мы предназначены не для того, чтобы решать национальные финансовые проблемы".

Последние годы автономные области, которым предоставлены широкие полномочия, в том числе в сфере образования и здравоохранения, жили не по средствам. Осуществление многих проектов, включая заведомо убыточных, таких, например, как строительство аэропорта в находящемся в 70 км от Валенсии городе Кастельон, делалось в угоду предвыборным интересам местных политических элит и зачастую в долг. Пока в Испании продолжался строительный бум автономные области кое-как сводили концы с концами. Но как только "экономика кирпича" начала давать сбои, их бюджеты стали трещать по швам. Именно автономные области, вынужденные все больше обращаться к заемным средствам, в значительной степени стали виновниками роста дефицита госбюджета в Испании. Поэтому пришедшее к власти в конце 2011 года правительство консервативной Народной партии поставило перед ними трудно выполнимое условие – сократить в этом году дефицит своих бюджетов до 1,5%. ВВП. Правительства автономных областей, большинство из которых возглавляют представители той же Народной партии, "взяли под козырек" и приняли жесткие меры экономии расходов, в том числе на социальные нужды, что вызвало волну протестных выступлений.  Однако добиться бюджетного равновесия им все же не удалось. К тому же осенью этого года подходит срок выплаты автономными областями процентов по ранее взятым в долг средствам. Сумма этих выплат составляет целых 15,8 млрд евро, которых у большинства автономий нет и в помине. Зная это, центральное правительство решило помочь им избежать банкротства. Сначала оно договорилось с банками о выделении автономным областям кредитов на сумму в 17,7 млрд евро, а затем создало Фонд ликвидности для автономий в размере 18 млрд евро, который призван помочь оплатить проценты по заимствованиям. Однако условия предоставления средств из этого фонда являются очень жесткими. Прибегшие к этому Фонду автономные области должны будут представить план достижения установленного правительством дефицита своих бюджетов, а также обеспечить министерству финансов доступ к ежемесячным данным о выполнении представленных планов. Кроме того, министерство будет иметь право направлять в автономные области своих экспертов для контроля над бюджетной стабильностью. Иначе говоря, речь идет, фактически, о внешнем управлении бюджетной сферой, чего ни одной автономной области, по понятным причинам, не хочется допустить. Тем не менее, как центральное правительство, повышая налоги и снижая зарплату госслужащим, по словам премьер-министра Мариано Рахоя, "выбирает из двух зол меньшее", так и автономные области перед лицом неминуемого банкротства готовы пойти на выполнение неприемлемых в другое время условий предоставления им спасительных средств.

Самое сложное финансовое положение сегодня сложилось у Каталонии, долг которой составляет 42 млрд евро, а предстоящие этой осенью выплаты процентов - 5 млрд 755 млн евро. В этой ситуации каталонскому правительству ничего не остается делать, как обратиться в Фонд ликвидности для автономий. Однако не надо забывать, что у власти в Каталонии находится правительство националистов из коалиции "Демократическая конвергенция и Союз", для которых обращение за помощью к центральному правительству является поражением в глазах своих избирателей. Однако и здесь правительство Артура Маса, верное своему лозунгу, что финансовые трудности Каталонии проистекают от того, что она отдает в центральный бюджет значительно больше средств, чем из него получает, нашло оправдание этому шагу. Он возложил ответственность за создание этой ситуации на "установленную в Испании несправедливую систему финансовых отношений "центр - автономные области".

Между тем, в Испании расширяется практика выселения семей из своих квартир за неуплату банковских кредитов. По данным Всеобщего совета судебной власти, в первом квартале этого года ежедневно выселялись по этой причине из своих квартир 517 семей. А всего за этот период потеряли жилье 46 тысяч 559 семей. При этом более 18 тыс. из них были выселены силой, при участии полиции. Одновременно в первом квартале этого года судебными органами были приняты к рассмотрению еще почти 25 тысяч дел о неуплате банковских кредитов, которые также могут закончиться выселением жильцов.

Всего же за 3 года экономического кризиса свое жилье из- за неспособности выплачивать установленные банками квоты по ипотечных кредитам потеряли в Испании 374 тысяч 230 семей, значительную часть которых составили иммигранты. Прежде всего, речь идет о гражданах Эквадора, которые в период строительного бума приобрели в кредит жилье, а в настоящее время, лишившись работы, не могут выплачивать взятые кредиты.

По данным Координационного комитета эквадорцев в Испании, только в Мадриде более 60 тысяч эквадорских семей или уже лишились купленного в кредит жилья, или могут лишиться в ближайшем будущем. Аналогичная ситуация сложилась среди граждан Марокко, составляющих по численности вторую зарубежную диаспору в Испании после румынской. Это касается также граждан Колумбии, Перу и ряда других стран.

На этом фоне совсем по-другому выглядит картина приобретения жилья в Испании россиянами, которые в этом году вышли на второе место после британцев среди покупателей испанской недвижимости. Как правило, они приобретают жилье не для постоянного проживания, а для проведения отпуска или выходных дней. К тому же, многие оплачивают покупку наличными. Поэтому случаи выселения россиян из-за неуплаты ипотечных кредитов, как сообщили во Всеобщем совете судебной власти, крайне редки.

Александр Черносвитов, Мадрид