Новости науки

X

Вода всемирного потопа "прячется" в недрах Земли

Смотрите фото (4)
Вода всемирного потопа "прячется" в недрах Земли

Новости науки: Под поверхностью нашей планеты - на глубине в несколько сотен километров - похоже, находятся океаны.

История о Всемирном потопе - библейская. И вроде бы, мифическая. Однако многие ученые верят, что он был на самом деле. И не один. Мол, на материках имеются многочисленные следы затопления. А озера с соленой морской водой, разбросанные по суше и удаленные на тысячи километров от береговой линии - это вообще остатки потопов.

Но откуда на Земле взялась вода для столь катастрофического и глобального затопления? Такого, что старина Ной причалил на своем ковчеге к вершине горы Арарат? Гипотез полно. В океан мог упасть астероид или комета, которые вызвали колоссальное цунами.

Или льды растаяли от глобального потепления и все кругом затопило. Или наоборот, похолодало - лед перекрыл реки, вытеснил оставшуюся в океанах воду, уровень которой катастрофически поднялся. А некоторые даже доказывают, что сместилась ось планеты, и от этого по суше прошелся водяной вал высотой в несколько километров.

Однако до недавнего времени не существовало серьезных научных данных, на которые можно было бы опереться в предположениях. Теперь они получены - в журнале Nature опубликованы результаты сенсационного исследования. Благодаря им гипотеза, которая прежде показалась бы совсем уж полоумной, становится реальной.

Гипотеза о том, что вода для Всемирного потопа взялась из недр Земли. Ныне это и в самом деле уже не фантастика - внутри нашей планеты обнаружены колоссальные резервуары. Воды в них столько, что хватило бы заполнить десять таких океанов, как Тихий.

Тайны Всемирного потопа оказались скрыты внутри алмаза. Как иголка со смертью Кощея Бессмертного в яйце. Алмаз невелик - весит менее одной десятой грамма. Найден в Бразилии. Примечателен тем, что образовался на большой глубине - более 500 километров. Был вынесен на поверхность.

Но главное: алмаз содержит внутри себя удивительное включение - крошечный кристалл минерала рингвудита. Он герметично "запечатан", а стало быть находится в том состоянии, в котором был в недрах. А это предоставляет редчайшую возможность: изучив включение, узнать характеристики окружавшей его среды.

Анализ, который провели ученые под руководством геохимика Грэма Пирсона (Graham Pearson) из канадского Университета Альберты (University of Alberta in Edmonton), показал: в кристалле рингвудита примерно полтора процента воды. И образовался он в окружении воды.

По существующим представлением, рингвудит - главный компонент так называемой переходной зоны Земли - недр, расположенных на глубинах в несколько сотен километров. По предварительным подсчетам, эти самые полтора процента и "выливаются" примерно в десять Тихих океанов.

Несколько лет назад о подземных океанах твердили американские исследователи под руководством Майкла Вайсешина (Michael Wysession), профессора сейсмологии из Вашингтонского университета (Сент-Луис). Нашли их, изучая сейсмограммы - записи характеристик землетрясений.

Сравнив данные, собранные за много лет в разных районах нашей планеты, ученые проследили, как волны от ударов стихии распространяются в земной коре и мантии. Анализ примерно 600 тысяч сейсмограмм потряс. Выходило, что по крайней мере в двух местах - под восточной частью континента Евразия и под Северной Америкой располагаются огромные резервуары воды.

"Картина затухания продольных сейсмических волн свидетельствует о том, что под континентами находится вода" - объяснял профессор. А еще раньше морскую воду под поверхностью Земли обнаружили английские ученые из Манчестерского университета. Распознали ее следы в углекислом газе, вырывающимся с глубины около 1500 километров. Им не поверили. Но похоже, что теперь придется.

Как вода попала внутрь Земли, точно не известно - не исключено, что образовалась вместе с планетой. То есть, всегда там была. Или слилась с поверхности, на которой прежде воды было гораздо больше, чем сейчас. Может быть, вся планета представляла собой один большой океан. Как Европа - спутник Юпитера.

Есть версия, согласно которой глубинная вода периодически выходит на поверхность. А потом опять сливается вглубь. Говоря научным языком, объем земной гидросферы меняется. Скорее всего, от неких подвижек в коре и мантии планеты. Кстати, на дне океана есть странные дырки, из которых ключом бьет вода с температурой в 400 градусов. Их называют "черными курильщиками".

В допотопные времена подземные резервуары основательно прорвало. И началось катастрофическое извержение горячей соленой воды с паром, как из лопнувшего котла. Уровень мирового океана поднялся, а сверху от сконденсированного пара еще и ливень хлынул - на 40 дней и 40 ночей. Вот и получился Всемирный потоп. А потом воду засосало обратно.

Это значит, по крайней мере, теоретически, что подобное катастрофическое явление может повториться. Причем так, что и Арарата видно не будет. Вайсешин пугает, что ниже обнаруженных им океанов - в тех областях земной мантии, которые еще не обследованы, тоже есть вода. Очень много воды. Ее объем, по оценкам профессора, может в пять раз превышать емкость всех наружных океанов. Тут оценки Вайсешина и Пирсона примерно совпадают.