Нобелевскую премию присудили за открытие внутреннего "GPS"
- Автор
- Дата публикации
3 ученых получили Нобелевскую премию по медицине за открытие внутреннего "GPS".
В этом году Нобелевскую премию в области медицины получили 3 ученых - американо-британский исследователь Джон О'Кифи, и норвежские исследователи Мэй-Бритт и Эдвард Мозер. Данную премию они получили за открытие так называемого "внутреннего GPS", который помогает ориентироваться в пространстве.
Сделанное открытие было произведено при опытах на крысах и, предположительно, данный принцип работы аналогичен и для людей. В Нобелевском комитете отметили, что сделанное открытие является "прорывом" в области понимания принципов взаимодействия клеток мозга в когнитивных процессах и, вероятно, поможет лучше понять механизм возникновения таких заболеваний, как Альцгеймер.
"В этом году Нобелевские лауреаты открыли систему позиционирования, "внутренний GPS" в мозге, который помогает ориентироваться в пространстве", - отмечено в сообщении Нобелевского комитета.
Дж. О'Кифи, 75, работающий в Университете Лондона, открыл первый элемент системы внутренней навигации в 1971 году, когда ученый установил, что в мозгу крысы присутствуют клетки, которые всегда активны, когда крыса находится в определенном месте в помещении. При этом ученый смог доказать, что это никак не связано с обработкой визуальных импульсов, а клетки мозга отвечают за "построение карты окружающей обстановки".
34 года спустя супружеская пара Мэй-Бритт и Эдвард Мозер, работающая в Норвежском университете естественных наук и технологии, идентифицировала "навигационную сеть" - клетки мозга, которые отвечают за систему координат и нахождение нужного пути.
В Нобелевском комитете отметили, что эти открытия проложили дорогу для понимания процессов запоминания, мышления и планирования. "Благодаря нашим навигационным и позиционным клеткам, нам не нужно постоянно ходить с картой по городу каждый раз, когда мы приезжаем в него, потому как в нашем мозгу уже есть такая карта", - заявила председатель медицинского отдела Нобелевского комитета Джулиен Цират. "Я думаю, что без этих клеток, нам было бы очень тяжело выжить", - добавила она.