Ученые смоделировали последствия падения убившего динозавров астероида

00:47 Ср, 23 Август 2017 Телеграф
Фото: naked-science.ru

Новости науки: Из-за мощного выброса пепла и пыли атмосфера стала непрозрачной примерно на полтора года, на Земле воцарилась ночь.

Падение на Землю астероида, приведшее к массовому вымиранию динозавров и множества менее известных видов животных и растений, должно было иметь обширные последствия. Команда ученых из Национального центра атмосферных исследований США (NCAR), NASA и Колорадского университета в Боулдере попыталась выяснить, в каком мире проснулись обитатели планеты на следующий день.

Солнечное затмение 2017: полный фотоотчет величайшего явления
Солнечное затмение 2017: полный фотоотчет величайшего явленияЧитать полностью

Статья авторов с подробностями работы опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исходной точкой исследования послужили современные представления о размерах упавшего на Землю астероида — около 10 км. Предполагается, что выделение энергии при взрыве было эквивалентно единовременному взрыву 2 миллионов мощнейших водородных бомб. В результате падения сформировался импактный кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан, имеющий диаметр 180 км и когда-то достигавший примерно двадцатикилометровой глубины.

NASA опубликовало видео приближения к Земле крупнейшего астероида
NASA опубликовало видео приближения к Земле крупнейшего астероидаЧитать полностью

Точнее, конечно, будет сказать, что этот кратер подходит на роль по возрасту и происхождению — локализация события нам сейчас все равно не важна.

Авторы исследования создали математическую модель, позволяющую рассчитать непосредственные последствия столкновения для Земли и ее климата. По их расчетам, в атмосферу было единовременно выброшено около 15 триллионов тонн пепла и разнообразного пылевого мусора.

Это привело к тому, что примерно 18 месяцев на всей Земле круглосуточно стояла ночь. Освещенность поверхности была примерно такой, как в лунную ночь сейчас. Разумеется, фотосинтез был крайне затруднен, а в большинстве случаев невозможен вовсе.

Ученые показали, как выглядело самое большое существо в истории планеты (Видео)
Ученые показали, как выглядело самое большое существо в истории планеты (Видео) Читать полностью

Температура на континентах упала на 28 градусов, в океанах — на 11.

Между тем пепел, взметенный в верхние слои атмосферы, нагреваясь под солнечными лучами, грел и окружающий воздух. Температура стратосферы достигла 200 градусов Цельсия. Это привело к истончению озонового слоя и, соответственно, росту космического облучения.

С течением времени пепел осел, прозрачность атмосферы восстановилась и фотосинтез запустился вновь. Началась новая жизнь, до которой, однако, не все дожили: на рубеже мел-палеогена вымерла примерно половина видов морских животных и почти все сухопутные крупнее кошки.

Астрономы рассказали, от чего погибнет человечество
Астрономы рассказали, от чего погибнет человечествоЧитать полностью

Это не первая математическая модель, ставящая свой целью выяснение последствий падения астероида, но, похоже, одна из самых радикальных. Достаточно сказать, что в предыдущих построениях на сей счет температурные изменения были все-таки поскромнее. Кроме того, фактическое прекращение фотосинтеза на всей планете на полтора года вполне вероятно должно привести к изменению состава атмосферы за счет заметного снижения содержания кислорода. Если таковое имело место, то это должно обнаруживаться современными методами.

Новости: Порошенко продемонстрировал удостоверения офицеров РФ, задержанных на Донбассе