Согласно новому анализу останков, знаменитый викинг Х века оказался женщиной

02:31 Вс, 10 Сентябрь 2017 Телеграф naked-science.ru Фото: naked-science.ru

Новости науки: Генетический анализ останков, захороненных вместе со множеством военных атрибутов, указал на женский пол воителя.

Захоронение воина середины Х века, получившее номер Bj 581, впервые обнаружили в конце 1880-х годов. Скелет, найденный неподалеку от поселения Бирка на территории современной Швеции, считается одним из самых богатых источников информации о вооружении и быте эпохи викингов.

На Солнце зафиксирована уже шестая крупная вспышка с начала недели
На Солнце зафиксирована уже шестая крупная вспышка с начала неделиЧитать полностью

Исследователи провели генетический анализ останков и установили, что кости принадлежали женщине. Исследование опубликовано в журнале American Journal of Physical Anthropology.

Предметы, найденные в захоронении Bj 581, говорили о сравнительно высоком социальном положении погибшего. Вместе с человеком были захоронены две лошади — жеребец и кобыла, — а также большая «коллекция» оружия. В яме нашли меч, топор, копье, несколько стрел, боевой нож и два щита. Также рядом с останками обнаружили игральную доску с фигурками: на основе этой находки археологи делают вывод, что человек обладал знаниями о тактике и стратегии. Все эти атрибуты говорят о том, что похороненный мог занимать относительно высокую военную должность.

Реконструкция захоронения, Evald Hansen

Более ста лет захоронение считалось мужским в силу традиционных представлений. Несмотря на это, несколько исследователей указывали, что морфологические особенности скелета схожи скорее с женскими чертами.

Ученые нашли древний город, уничтоженный наводнением (Видео)
Ученые нашли древний город, уничтоженный наводнением (Видео)Читать полностью

Чтобы установить пол воина, исследователи провели несколько исследований останков. Анализ ДНК, извлеченной из зуба и плечевой кости скелета, указал на отсутствие Y-хромосомы. Согласно результатам исследования митохондриальной ДНК, останки генетически близки к современным северным европейцам. Также ученые исследовали содержание изотопов стронция в зубной эмали женщины из захоронения Bj 581 и еще пятерых людей, похороненных неподалеку от Бирки. Анализ показал, что в юности женщина регулярно переезжала и, возможно, вела странствующий образ жизни.

На костях женщины не нашли следов серьезных травм, нанесенных перед смертью — скорее всего, к ее гибели привели другие причины. Отсутствие таких травм характерно для индивидуальных погребений в этом регионе. Останки тех, кто погиб от ран, чаще находят в массовых захоронениях.

Под Одессой ученые раскопали древнейший артефакт

Ранее ученые предположили, что викинги далеко не всегда выступали в роли завоевателей. Долгое время они мирно сосуществовали и вели торговлю со многими народами средневековой Европы.