Впервые зафиксированы самые яркие события во Вселенной

Впервые зафиксированы самые яркие события во Вселенной

Специалисты полагают, что они связаны с различными видами сверхновых и слияниями нейтронных звезд.

Массив телескопов ALMA позволил более подробно исследовать самые яркие события во Вселенной — гамма-всплески.

Гамма-всплески, которые ученым удалось наблюдать до сегодняшнего дня, представляют собой короткие события, которые длятся около секунды, но зачастую намного меньше (хотя бывают и более длительные сигналы). Они состоят из двух частей: сначала в космос выбрасывается поток радиоактивного гамма-излучения, который, собственно, и определяет продолжительность всплеска. После этого наблюдается длительное свечение в других волновых диапазонах — от рентгеновского до радиоволн.

Природа этих событий до сих пор до конца не выяснена, хотя у ученых есть некоторые догадки относительно их происхождения.

У гамма-всплесков также есть интересная особенность: кроме основной ударной волны, при их создании возникает противоположно направленный всплеск. И эти волны отличаются друг от друга по характеристикам излучения. Основная волна светит долго и во всех диапазонах — от рентгена до радио-, — а короткоживущая обратная длится десятки секунд, после чего возникает свечение в радиодиапазоне, продолжающееся пару дней.

Четырнадцатого января этого года быстрое оповещение от орбитальной обсерватории Swift позволило исследовательской группе направить телескопы Atacama Large Millimeter/Sub-millimeter Array (ALMA) в Чили и Very Large Array (VLA) в Нью-Мексико через два часа после обнаружения вспышки GRB 190114C. Излучение могло породить событие с большим выбросом энергии, равным по силе взрыву миллиона звезд. По оценкам астрономов, это событие произошло около 4,5 миллиарда лет назад.

Миссия Comet Interceptor отправится на охоту за долгопериодической кометой

Данные нескольких обсерваторий позволили команде исследовать структуру магнитного поля вспышки и обнаружить, что только 0,8% света излучения поляризовано. Полученные в ходе наблюдений результаты позволили сделать вывод об упорядоченности магнитного поля во всплеске. Это значит, что роль магнитного поля в гамма-всплеске относительно невелика, тогда как теоретические модели предполагали другое.

Ранее ученые обнаружили самый далекий от Земли источник гамма-излучения — блазар QSO B0218+357. Он находится на расстоянии шесть миллиардов лет от нас.