Раскрыт необычный состав кометы Борисова

1252
Раскрыт необычный состав кометы Борисова

Оказалось, что он не похож на состав комет Солнечной системы.

Ученые впервые расшифровали данные, указывающие на химический состав ядра кометы Борисова. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Комета 2I/Borisov — второе после астероида Оумуамуа космическое тело, прилетевшее в Солнечную систему из межзвездной среды. Первоначально астрономы заявляли о том, что ее состав в целом идентичен кометам Солнечной системы, но более детальные наблюдения, выполненные на комплексе радиотелескопов ALMA, расположенном в чилийской пустыне Атакама, показали, что это не так.

"Это первый раз, когда мы заглядываем внутрь кометы из-за пределов Солнечной системы, — приводятся в пресс-релизе Национальной радиоастрономической обсерватории слова одного из руководителей исследования Мартина Кординера (Martin Cordiner), астрохимика из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА, — и она резко отличается от большинства других комет, которые мы видели раньше".

Комплекс ALMA впервые произвел непосредственные анализы химического состава газа, выделяемого кометой 2I/Borisov 15 и 16 декабря 2019 года. Астрономы обнаружили в нем цианистый водород (HCN) и окись углерода, или угарный газ (CO). При этом последний присутствовал в очень больших количествах — в 9–26 раз выше, чем у комет Солнечной системы, находившихся на аналогичном расстоянии от Солнца — в пределах 2 а.е., или менее чем в 300 миллионах километров. По мнению исследователей, это говорит о том, что комета Борисова сформировался в чрезвычайно холодной окружающей среде.

"Комета, должно быть, образовалась из материала, очень богатого льдом CO, который присутствует только при самых низких температурах, найденных в космосе, ниже -250 градусов по Цельсию", — говорит второй руководитель исследования, ученый-планетолог Стефани Милам (Stefanie Milam).

Кометы интересны тем, что их внутренний состав, в отличие от планет, существенно не изменились с момента их рождения. Поэтому они могли многое рассказать о процессах, которые происходили во время их рождения в протопланетных дисках.

Угарный газ является одной из самых распространенных молекул в космосе, он находится в большинстве комет. Тем не менее, существует огромный разброс в концентрациях СО в кометах Солнечной системы, и никто не знает, почему. Отчасти это может быть связано с тем, где в пределах Солнечной системы образовалась та или иная комета, или с тем, как часто комета, в силу своих орбитальных параметров, приближается к Солнцу, тепло которого испаряет с поверхности кометы окись углерода.

Во-многом открытие стало возможным благодаря уникальным техническим возможностям ALMA — первого телескопа, который сумел измерить содержания веществ в газах, происходящие непосредственно из ядра объекта, который прибыл к нам из другой планетной системы.

"Только благодаря беспрецедентной чувствительности ALMA на субмиллиметровых длинах волн мы можем охарактеризовать газ, выходящий из таких уникальных объектов", — объясняет еще один автор статьи Энтони Ремиджан (Anthony Remijan) из Национальной радиоастрономической обсерватории.

[news_post id='5440339' name='' img='' align='left']

По мнению авторов, комета 2I/Borisov образовалась вдали от своей материнской звезды, в холодном регионе ледяных тел, который можно сравнить с поясом Койпера в Солнечной системе, расположенным за орбитой Нептуна. Относительно того, в планетной системе какой звезды появилась комета, можно только строить догадки, говорят ученые.

"Большинство протопланетных дисков, наблюдаемых ALMA, находятся вокруг молодых звезд с малой массой, таких как Солнце, — объясняет Кординер. — Многие из этих дисков простираются далеко за пределы региона, где, как считается, образовались наши собственные кометы, и содержат большое количество чрезвычайно холодного газа и пыли. Возможно, что комета 2I/Borisov пришла к нам из одного из таких крупных дисков".

Высокая скорость, с которой комета прошла через Солнечную систему — около 33 километра в секунду, — дает астрономам основание предполагать, что она была выброшена из своей системы при взаимодействии с проходящей звездой или гигантской планетой. Затем она провела миллионы или миллиарды лет в путешествии по холодному межзвездному пространству, прежде чем 30 августа 2019 года ее увидел российский астроном-любитель Геннадий Борисов.