При выборе музыки люди оценивают то, что видят, а не слышат

Автор
При выборе музыки люди оценивают то, что видят, а не слышат

Выбирая музыку, человек оценивает то, что видит, а не слышит.

Новое исследование психологов показало, что люди, оценивая качество музыкального представления, в большей степени ориентируются на то, что они видят, чем на то, что слышат. Выводы, опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences доцентом социальной психологии Чиа-Цзюн Цай из Университетского колледжа Лондона, могут удивить меломанов, пишут АМН ссылаясь на российские СМИ.

В эксперименте приняли участие 1 тысяча 164 человека, среди которых были как профессиональные музыканты и критики, так и рядовые британцы. Подавляющее большинство участников с самого начала настаивали на том, что звук всегда был основным критерием для их оценки качества выступлений.

Тем не менее, на практике дела обстояли совсем иначе. Участникам были представлены записи выступлений трех финалистов десяти престижных музыкальных конкурсов: необходимо было угадать победителя. Если воспроизводился только звук, то испытуемые угадывали примерно в 33% случаев. Когда же видео демонстрировалось вовсе без звука, количество угаданных победителей возрастало до 46-53%. Причем и эксперты, и обыватели отгадывали с одинаковым успехом.

«Как классический музыкант, я была несколько расстроена результатами, — говорит Цай, которая совмещает научную практику с деятельностью концертирующей пианистки. — Интересно было узнать, насколько велика разница между тем, что мы считаем важным для оценки выступления и тем, на что мы на самом деле обращаем внимание».

Сама Цай не раз замечала, что производит на аудиторию гораздо большее впечатление, находясь за роялем на сцене, чем через чистую студийную запись. Она считает, что современные исполнители вкладывают в визуальную составляющую выступления свою страсть и мотивацию.

Это те качества, которые испытуемые эксперты признали безусловно важными для творческого деятеля. Словом, язык тела необходимо рассматривать как часть музыкального спектакля. По мнению психолога-пианистки, тот же механизм срабатывает, например, в политике и трудоустройстве.

«Результаты исследования Цай были достаточно ожидаемы, — комментирует Даниэль Левитин, нейропсихолог из Университета МакГилла в Монреале. — В некотором смысле, информация, поступающая по визуальным каналам всегда была для человека важнее, чем слуховые ощущения».

Впрочем, историка музыки Винсента Бержерона из Университета Оттавы в Канаде это не беспокоит.

«Современная музыка — это и визуальное, и звуковое искусство, так что ничего удивительного, что поп-исполнителя оценивают по внешности, — считает он. — Хорошо, что к классической музыке это не относится».