Болт Невероятный

Автор

25-летний Усэйн Болт стал первым в истории спринтером, которому удалось выиграть стометровку на второй подряд Олимпиаде.

Усэйн Болт пересек финишную черту примерно в 21.50 по Гринвичу. В Москве в этот момент был уже почти час ночи понедельника.

И уже через несколько секунд в кургузой смешанной зоне Олимпийского стадиона начался аттракцион "Поймай меня, если сможешь". Организаторы Игр, привыкшие по английской традиции мыть посуду мыльной водой в заткнутой пробкой раковине и трепетно относиться к каждому квадратному метру, устроили репортерам настоящую Ходынку.

Расстояние между бетонной стеной и заградительными барьерами, отделяющими журналистов от спортсменов, составляет в самых широких местах смешанной зоны не более 4 метров, при том что ее длина не превышает 20 метров. На этих 80 квадратных метрах вчера развернулась настоящая война. По неофициальным данным, в эту самую зону рванули более 1500 репортеров со всего мира. Нехитрая калькуляция позволила вычислить условия конкурса за право получить "доступ к телу" - почти 19 человек на один квадратный метр.

Репортеры мучились зря. После финала прошло больше часа, и только тогда его участники прошагали мимо финиша, но тех, кого ждали больше всего - Болта и серебряного призера Йохана Блэйка, - среди них не было В 23.15 все по тому же Гринвичу ямайские звезды вроде бы появились на лестнице, что ведет от платформы для телевизионных компаний к месту забоя пишущей прессы, но тут же ушли дворами.

Где-то неподалеку заканчивал свою речь бронзовый призер стометровки - Джастин Гэтлин из США. Происходило это метрах в пяти от меня, но пробиться к источнику голоса было решительно невозможно. Гэтлин выбрасывал, словно джебы, воинственные фразы. Назвав Болта "Майклом Фелпсом легкой атлетики", Гэтлин грозил ямайцу скорой расправой:

- И тогда я сказал ему: "Парень, сегодня ты на вершине, но ты должен знать, что завтра все может быть иначе", - словно топором рубил Гэтлин. - Так я ему и сказал.

К угрозам Гэтлина в адрес Болта можно относиться по-всякому. Джастин никогда не блистал безупречной правдивостью (четырехлетняя дисквалификация за употребление допинга дает кое-какие основания так считать), и более чем вероятно, что он присочинил эти свои героические намеки уже позднее. С другой стороны, триумфальный камбек олимпийского чемпиона Афин-2004, который в 30-летнем возрасте в финале пробежал по личному рекорду, сам по себе вызывает массу уважения, пускай его "завтра" и кажется куда менее перспективным "завтра" 25-летнего Болта и уж тем более 22-летнего Блэйка.

Преимущество Болта над соперниками в Лондоне было очевидным, но того, что случилось в Пекине-2008, где он смешал остальных с грязью - разумеется, не было. Разница между ним и вице-чемпионом составила 0,12 секунды - так близко к гению на крупных турнирах не подбирались еще никогда.

На пресс-конференциях призеров мужского молота и стипль-чеза яблоку негде было упасть. Призеры, разумеется, прекрасно понимали, что сидящие напротив них репортеры оказались на своих стульях по далекой от стипль-чеза причине, но отнеслись к этому с пониманием. Кое-кто с хорошим юмором.

Лишь через два с половиной часа после финиша стометровки, когда понедельник наступил не только в Москве, но уже и в Лондоне, в комнату вошли призеры спринта, повалившись на стулья в позе умирающих гладиаторов. Все это происходило на наших глазах - так сказать, в формате HD.

Посредине сел Болт. Он успел надеть какие-то штиблеты и спортивный костюм, до колен закатав обе штанины.

- Проведите нас по своей гонке, Усэйн.

Болта с Блэйком согнуло на стульях от смеха, хотя нельзя сказать, чтобы просьба - пусть и несколько витиеватая - каким-то образом подобную реакцию провоцировала. Все с пониманием отнеслись к тому, что два ямайских друга потренировались в раскованности и выполнили свои обязательные программы по кривлянию. Когда маскарад закончился и затихли трассирующие очереди фотокорреспондентов, Болт заговорил серьезно.

К счастью, делать это он умеет, как никто другой. В ином случае Усэйн никогда не стал бы тем, кем стал. Когда за спецэффектами  суперзвезды не видно интеллекта, это довольно быстро наскучивает - пусть даже человек считается самым быстрым на планете.

- После чемпионата Ямайки, где я дважды проиграл Блэйку, наш тренер Глен Миллз приказал мне прекратить истерику по поводу моей плохой стартовой реакции, - сказал Болт. - Я с удовольствием с ним согласился, потому что тема изрядно достала и меня самого. Постепенно все пришло в норму, и сегодня задача была хорошо среагировать на выстрел стартера, а затем исполнить все то, что я умею. Разгон в целом мне удался, к тому же я знал, что последние 50 метров - моя территория. И где-то на середине дистанции понял, что смогу победить.

- Вы много раз говорили, что победа в Лондоне сделает вас легендой. Это уже произошло?

- Это первый шаг на пути к цели. Впереди 200 метров, эстафета. Да, это первый шаг.

- Накануне Олимпиады вы сказали, что готовы максимум на 95 процентов своего потенциала. Означает ли это, что золото Лондона важнее для вас золота Пекина-2008?

- Ну как важнее? Кто сможет распределить золотые медали по важности? Этих побед я добивался при совершенно разных обстоятельствах. В конце концов, одна из них была первой, а другая - второй. Но главное - для меня было важно показать всему миру, кто номер один и кто по-прежнему лучший.

- Можно ли назвать этот забег идеальным для вас? И чего вам стоило вновь непринужденно играть со зрителями в тот момент, когда вы испытывали мощнейший прессинг?

- Я бы не сказал, что был сумасшедший прессинг. В полуфинале я понял, что все идет как надо. Ноги правильно реагировали на мои команды, а такие вещи спортсмены чувствуют инстинктивно. Исполнение тоже было на уровне.

Между полуфиналом и финалом прошло около часа. За это время трудно растерять настрой и форму. Поэтому я понимал, что все идет по плану. Я больше переживал за предварительный забег, потому что не помню случая, чтобы бежал в нем так, как меня устроило бы. В забегах немного другой изюм, другой нерв.

- Так как насчет идеальной гонки?

- Я не стану говорить "да", потому что знаю, что мой тренер обязательно скажет "нет". Ха-ха.

- И все-таки вы сегодня были серьезнее обычного.

- Не хочу спорить. Между прочим, Блэйк меня сегодня обыграл на представлении полуфинала как мальчишку. Когда он успел этому научиться?

- Два раза достаточно для вас? Или вы остаетесь в спринте до Рио-де-Жанейро-2016?

- Мне исполнится 30 во время следующей Олимпиады. Блэйку будет 26. Да, это будет интересно. Надеюсь, меня хватит до 2016 года. Я жду этих Игр.

- Каким будет ваш следующий год, уже понятно?

- В общих чертах. Очевидно, что он будет менее напряженным, чем олимпийский. Главная задача - сохранить здоровье, свежесть восприятия спорта. Для начала третьего олимпийского цикла задача очень актуальная.

- Сохранить титул всегда труднее, чем его завоевать. Вы почувствовали это?

- Я понял это сразу после Пекина. С тех пор прошло два чемпионата мира, много других стартов, где я был вынужден доказывать свою силу. Я привык к этому. Нельзя сказать, что это висит на мне мертвым грузом. В общем, все нормально. Мне было важно после поражений от Блэйка серьезно поговорить на эту тему с тренером. Мы сошлись во взглядах.

- Скорее всего, вы в курсе, что стали первым спринтером в истории, которому удалось финишировать первым на двух Играх подряд. Ведь Карл Льюис в 1988-м финишировал позади Бена Джонсона, но того потом дисквалифицировали...

- Я думал только о себе. Моя задача - стать легендой. Это моя конечная цель. Я к ней иду, и в этом заключается смысл моего существования в спорте.

- Вы видели, как на вашу дорожку с трибун прилетела бутылка? Голландская дзюдоистка ударила человека, который ее бросил.

- Я только что узнал о бутылке. Я не видел никакой бутылки, пока стоял на дорожке. Ударить зрителя? Ха-ха.

- Что можете сказать о Тайсоне Гэе? Второй самый быстрый человек за всю историю вновь не попал в призы на Олимпийских играх. Он был в слезах после финиша.

- Я знал, что Тайсона ждет очень непростой сезон. У него была травма, он перенес операцию. Вернуться на уровень 9,7 после такого - ребята, это очень сложно. Даже для Тайсона, настоящего бойца. Он один из самых сильных спринтеров, с которыми мне приходилось иметь дело. Сильный, целеустремленный и себя не жалеющий. Он обязательно вернется на пьедестал. Во всяком случае, я ему этого желаю.

- Будете ли вы когда-нибудь серьезно выступать в беге на 400 метров? Все ждут ответа.

- Думаю, многие люди в этом зале знают, как я ненавижу 400 метров. Ничего нового не скажу. Решим с тренером после сезона. Отказаться ли мне от стометровки? Бежать ли 400 метров или, может, полностью сменить специализацию? Ответы на все эти вопросы придут после Олимпиады. Было бы странно, если бы мы стали это обсуждать с тренером сегодня вечером.

- Как вы провели сегодняшний день? Что ели?

- Мой массажист Эдди приготовил мне завтрак. Hash browns (картофельные оладьи, американский вариант драников.), немного фруктов, яблочный сок. Был еще какой-то бутерброд с курицей. Я думаю, он был из "Макдоналдса", вы ведь об этом хотели спросить? Да, еще был ланч. Рис, курица, немного свинины. Чуть-чуть совсем. Я не люблю бегать 100 метров с набитым желудком.

- Можно ли сказать, что сегодня вы получили моральную компенсацию за дисквалификацию из-за фальстарта на чемпионате мира в Тэгу?

- Я просто одержал победу. Солгу, если скажу, что сегодня совсем о Тэгу не вспоминал, но такого, чтобы шел на арену и думал: "Только не Тэгу, только не Тэгу" - нет, такого не было. Когда меня объявили и стадион заревел, все пришло в норму.

- Вы довольны тем, как вас принял олимпийский стадион?

- Нужно быть полным ничтожеством, чтобы сказать обратное. Я люблю публику. И знаю, что ей нужно не только увидеть бег самых быстрых людей на планете, но и шоу. Люди платят за это большие деньги (билеты на стометровку доходили в цене до 1500 фунтов стерлингов, что соответствует примерно 75 тысячам рублей. - Прим. С.Б.), и они хотят получить то, на что рассчитывают.

- Вам нравятся эти Игры?

- Да. Хотя они другие в сравнении с Пекином. Здесь слишком много разных глупых правил. А так, я прекрасно провожу время в Олимпийской деревне. Рубимся с парнями в Fifa, Call of Duty (имеются в виду компьютерные игры). Живу в одном номере с Морисом Смитом, и мы вместе придумываем все эти штуки, которые я показываю людям на стадионе.

- Что вы имели в виду, говоря про глупые правила?

- Слишком много вещей, которые позволено делать на любом другом соревновании, но только не в Лондоне. Я хотел пронести на стадион скакалку, она мне нужна для разминки. Мне сказали: "Нельзя". Когда я спросил, почему, мне ответили: "Таковы правила".

Эй, послушайте, что это за правила такие? Или случай перед самым стартом стометровки, когда ко мне подошел какой-то парень и начал рассказывать о том, что я должен оставаться на своей дорожке, не выходить за ее пределы. Он что, серьезно? Он действительно не был уверен, что я останусь на своей дорожке? Это просто глупые правила, которые в моем понимании не имеют никакого смысла. И зачем они тогда нужны?

Olympic Stadium. 5 августа. Мужчины. 100 м.

1. Болт (Ямайка) - 9,63. 2. Блэйк (Ямайка) - 9,75. 3. Гэтлин (США) - 9,79. 4. Гэй (США) - 9,80. 5. Бэйли (США) - 9,88. 6. Мартина (Голландия) - 9,94. 7. Томпсон (Тринидад и Тобаго) - 9,98. 8. Пауэлл (Ямайка) - 11,99.

3000 м с/пр. 1. Кембой (Кения) - 8.18,56. 2. Мехисси-Бенаббад (Франция) - 8.19,08. 3. Мутаи (Кения) - 8.19,73. 4. Гари (Эфиопия) - 8.20,00. 5. Кипруто (Кения) - 8.23,03. 6. Джагер (США) - 8.23,87.

Молот.

1. Парш (Венгрия) - 80,59. 2. Козмус (Словения) - 79,36. 3. Мирофуши (Япония) - 78,71. 4. Сокирский (Украина) - 78,25. 5. Иконников (Россия) - 77,86. 6. Мелих (Чехия) - 77,17. 7. Циолковский (Польша) - 77,10.

Женщины. 400 м.

1. Ричардс-Росс (США) - 49,55. 2. Оуругу (Великобритания) - 49,70. 3. Троттер (США) - 49,72. 4. Монтшо (Ботсвана) - 49,75. 5. Уильямс-Миллс (Ямайка) - 50,11. 6. Кривошапка (Россия) - 50,17. 7. Маккорори (США) - 50,33. 8. Уайти (Ямайка) - 50,79.

Тройной.

1. Рыпакова (Казахстан) - 14,98. 2. Ибаргуэн (Колумбия) - 14,80. 3. Саладуха (Украина) - 14,79. 4. Князева (Украина) - 14,56. 5. Алдама (Великобритания) - 14,48. 6. К.Уильямс (Ямайка) - 14,48