Елена Исинбаева: Оказывается, я уже обпрыгала Бубку!

Автор

Поздно вечером в понедельник закончилась беспроигрышная олимпийская серия великой Елены Исинбаевой.

После золотых медалей в Афинах-2004 и Пекине-2008 на этот раз она стала третьей. В последние годы Исинбаева терпела горькие поражения чаще, чем одерживала яркие победы. Поэтому внутренне мы были готовы и к тому, и к другому.

Исинбаева в смешанной зоне - всегда событие. Потому что она редко дает интервью, но никогда - проходные. Не тот характер, не та порода. Однако то, что она в понедельник рассказывала в протянутые диктофоны, выбивалось за рамки всего, что мы привыкли слышать даже от нее.

В монологе Исинбаевой, изредка прерывавшемся вопросами, в том числе и на пресс-конференции, не было полутонов, свойственных ей после неудач - когда она приоткрывала калитку в собственную душу максимум наполовину, о многом умалчивала, а порой откровенно ею кривила.

В понедельник калитку эту Исинбаева запирать не собиралась вовсе - и на нас обрушился фонтан страстей, клокотавших в груди чемпионки. И даже когда мы норовили сбиться с верного пути, именно Исинбаева возвращала разговор к тому, что нам было интересно.

Елена спустилась в смешанную зону значительно позже остальных призеров. Уже ответили на все вопросы золотая и серебряная медалистки - Дженнифер Сур из США и кубинка Ярислей Сильва. Затем мимо журналистов чуть было не проскользнул Рик Сур - тренер и муж олимпийской чемпионки-2012.

- Исинбаева - это Болт женского шеста?

- Нет, - отрезал Сур-тренер. - Болт к Исинбаевой, конечно, близко, он только что выиграл вторую Олимпиаду подряд. Но Исинбаева доминировала сильнее. Да, сильнее. Никогда еще спортивный мир не знал столь подавляющего преимущества, каким Исинбаева владела над всеми остальными. Я сидел весь вечер рядом с тренером Исинбаевой, внимательно наблюдал за ней после каждого прыжка, видел, как колеблется ее настроение.

Не знаю, что она думает по поводу сегодняшнего турнира, но вы должны знать, что думаю я. Сегодня Исинбаева не была слабой. Большое заблуждение так считать. Она была ровно настолько хороша, насколько много у нее мировых рекордов.

Поэтому я не знаю, с чем сравнить победу Дженнифер. Люди пока не понимают, что в действительности только что произошло у них на глазах. Я бы сравнил это с "чудом на льду" 1980 года, когда американские хоккеисты на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде остановили советскую сборную.

- Может, это скорее похоже на историю Рулона Гарднера, остановившего того огромного непобедимого русского Карелина?

- Да-да! Это очень хороший пример.

С настроем самой Исинбаевой все стало ясно с первых же секунд нашего общения. Восклицательных знаков она не пожалела.

- Ну, ребята, - Елена развела руками, увидев толпу российских журналистов, которые ждали ее не менее полутора часов. - Я думала, многие разбегутся. А вы - настоящие патриоты! Я вас слушаю!

- А чего слушать-то - рассказывайте!

- А чего рассказывать-то? Вы что, думаете - они лучше меня прыгают? Абсурд! Просто им повезло. А, - стала загибать пальцы Исинбаева. - Мировой рекорд не побит. Б - олимпийский рекорд не побит. В - девочки как прыгали много лет назад, так и прыгают.

Им по-вез-ло! Но! Везет тем, кто больше этого хочет. Я сейчас рада этой бронзовой медали так, как не радовалась золоту Афин и Пекина. Потому что отчетливо понимала, что могу вообще остаться без медали. И тогда я здесь стояла бы и плакала. По той простой причине, что 4-го места не существует.

Мы попросили Елену рассказать о ходе борьбы. Было важно понять, что привело к поражению с сугубо спортивной точки зрения.

- В Англии всегда погода так себе, но то, что было сегодня, - это за гранью, - сказала Исинбаева. - Это худшая погода из всех. Ветер дул то в спину, то в лицо, то в бок. Кому-то повезло больше: им не дуло все время в лицо. У меня получился шикарный прыжок на 4,70 - не придерешься с технической точки зрения, но на 4,75 сильнейший ветер подул прямо в лицо.

Я стояла на дорожке, настраивалась на прыжок, а мысли были только о том, утихнет он или нет. Крутило, крутило, вертело. А ведь тот прыжок - на 4,75 - это был реальный шанс на золотую медаль.

- Так это была лотерея?

- Очень близко к этому. По сути, соревнования шли до дождя. Когда он начался, все было кончено. Прыгать в дождь - это еще хуже, чем ветер в лицо. Было так холодно, что я не лежала, как обычно, а крутилась постоянно. Думала, окоченею.

Теперь можно было приступать к главному. Конкретно - к истории о том, что Елена могла вообще не выступить в Лондоне. Известно это стало только задним числом - и тоже было очень по-исинбаевски.

- В какой-то момент я была на грани отчаяния, - сказала Елена. - Незадолго до Игр сказала Евгению Васильевичу Трофимову: "Может, мы не поедем?" - "Да что ты, что ты". В мае я получила травму. Был разрыв мышцы левого бедра, полтора сантиметра глубиной. Не могла ни бегать, ни прыгать. Все знают, что Исинбаева по традиции делает перед Олимпиадой 3 старта, и вдруг я снимаюсь с турнира во Франции.

Что говорю в камеры? А вот что: "Мне надо больше времени, чтобы подготовиться к сезону". Ну дураку же ясно - случилось что-то серьезное. Никакой стопроцентной подготовки к Играм не получилось. Прыжки были недостаточно стабильными. То есть стабильными, но в парниковых условиях. Сегодня олимпийский стресс, ветер, дождь сделали свое дело - и я сломалась. Очень сильно прыгало настроение. Высоты 4,55 и 4,65 я взяла бы даже с закрытыми глазами, но понимала, что дальше - на высотах 4,70 - 4,80 - лотерея. Уже как Бог даст.

На вопрос, надо ли понимать это так, что она приехала на Игры выступить, как получится:

- Нет, - последовал ответ. (Кто бы сомневался!) - Если бы мне перед отъездом сказали: "Елена, приезжай хоть с травмой, бронза тебя ждет!" - я просто-напросто не поехала бы. Мне это было бы неинтересно, потому что меня не интересуют бронзовые медали. Но это абстрактный разговор.

Я здесь, я стою перед вами и говорю вам, как есть: я рада этой медали. Мы живем не в сказке, а я не волшебница. Я ехала побеждать. Я хотела золота. Я чувствовала запах золотой медали. Я накручивала себя тем, что еще ни одна женщина в истории легкой атлетики не побеждала на трех Олимпиадах подряд. Ни одна! Я сама себя задушила этим, вы понимаете? И если бы выиграла, то прямо сейчас перед вами объявила бы, что ухожу. Это 100%.

- А в итоге?

- Не знаю еще. Я столько раз говорила себе: "Не хочу!", "Не могу!", "Надоело". Я устала. Ус-та-ла!! Я выжала из себя все, что могла. Я хочу лежать на песке и отдыхать. Ё-моё, не каждый солдат мечтает о дембеле так, как о нем мечтаю я!

- И?

- Не все так просто. Моя жизнь давно уже мне одной не принадлежит. Стоит сделать шаг в сторону, сразу слышу команду: "Стоять!" Спонсоры, контракты, соревнования. Тут захочешь - не уйдешь. Поймите меня, я и правда не могу все твердо сформулировать.

Желания у меня меняются каждый день. Единственное, что понимаю уже сейчас, - не хотелось бы уходить с бронзовой медалью. Говорят, я уже изображена каким-то образом на эмблеме московского чемпионата мира-2013. Может, там выиграть "золото" - и уйти? Отдохнуть зимой, а к лету подготовиться? Или уйти, а потом вообще вернуться к Рио-де-Жанейро-2016? Как вам такой план?

Елену спросили: а как же мечта обойти по количеству мировых рекордов самого Бубку?

- Мне кажется, у меня еще есть возможность прыгать на мировой рекорд с точки зрения физической готовности, - ответила Исинбаева. - Но я вам сейчас расскажу одну историю, которую еще не рассказывала. А вы понимайте, как хотите. После "Бриллиантовой лиги" в Монте-Карло мы сидим, ужинаем с князем Альбером.

Вдруг подходит статистик из Международной федерации легкой атлетики. И так вкрадчиво говорит: "Елена, вы меня, конечно, извините, но вы в курсе, что Бубку вы уже обпрыгали? Официально у него 27 мировых рекордов". - "Как 27?!" - "Остальные называются высшими достижениями. Так что вы давно его обпрыгали".

Я статистику прямо там сказала: "Большое человеческое вам спасибо". Оказывается, я уже сделала то, что хотела сделать. Цель выполнена, как бы жизнь ни сложилась в дальнейшем.

Olympic Stadium. 6 августа. Мужчины. 400 м.

1. Джеймс (Гренада) - 43,94. 2. Сантос (Доминикана) - 44,46. 3. Гордон (Тринидад и Тобаго) - 44,52. 4. Браун (Багамские Острова) - 44,79. 5. К. Борле (Бельгия) - 44,81. 6. Борле (Бельгия) - 44,83. 7. Пиндер (Багамские Острова) - 44,98. 8. Соломон (Австралия) - 45,14.

400 м с/б.

1. Санчес (Доминикана) - 47,63. 2. Тинсли (США) - 47,91. 3. Кулсон (Пуэрто-Рико) - 48,10. 4. Грин (Великобритания) - 48,24. 5. Тэйлор (США) - 48,25. 6. Гордон (Тринидад и Тобаго) - 48,86. 7. Грин (Ямайка) - 49,12. 8. Клемент (США) - 49,15.

Женщины. 3000 м с/пр.

1. Зарипова (Россия) - 9.06,72. 2. Гриби (Тунис) - 9.08,37. 3. Ассефа (Эфиопия) - 9.09,84. 4. Чемос Чейва (Кения) - 9.09,88. 5. Айялев (Эфиопия) - 9.12,98. 6. Диро (Эфиопия) - 9.19,89. Галкина (Россия).

Шест.

1. Сур (США) - 4,75. 2. Сильва (Куба) - 4,75. 3. Исинбаева - 4,70. 4. Шпигельбург (Германия) - 4,65. 5. Штрутц (Германия) - 4,55. 6. Блисдэйл (Великобритания), Птачикова (Чехия) и Рыжих (Германия) - 4,45.

Ядро.

1. Остапчук (Белоруссия) - 21,36. 2. Адамс (Новая Зеландия) - 20,70. 3. Колодко (Россия) - 20,48. 4. Гун Лицзяо (Китай) - 20,22. 5. Ли Лин (Китай) - 19,63. 6. Картер (США) - 19,42.