Теракты в Волгограде - высокая цена сочинской Олимпиады

Автор

Еще 7 лет назад риски проведения Москвой Олимпиады в неспокойном Кавказском регионе были очевидны, пишет западная пресса.

Сегодня, после двух ужасающих терактов в Волгограде, можно констатировать: никогда еще принимающая страна не испытывала такого всплеска терроризма накануне Игр. За ошибки Путина и Ельцина в этом регионе уже заплачена высокая цена. Не окажется ли она еще выше в Сочи? - опасаются обозреватели и эксперты.

Без малого 7 лет назад, когда Россию выбрали для проведения зимней Олимпиады, высокий риск уже был очевиден, утверждает The Guardian в редакционной статье. Газета перечисляет три фактора: вероятность западного бойкота, отсутствие инфраструктуры и "риск терактов, который притягивают все крупные спортивные соревнования, причем в случае России риск усугублен последствиями чеченских войн".

Опасения, связанные с третьим фактором, могут оправдаться, считает газета, упоминая о взрывах в Волгограде и Пятигорске. По мнению издания, есть веские основания предполагать связь этих чрезвычайных происшествий с Олимпиадой: экстремисты переключаются на более отдаленные мишени, так как в самом Сочи меры безопасности жесткие.

"Это не значит, что они вскоре не попытаются подобраться к Сочи как таковому", - продолжает газета. По мнению издания, у Путина не лучшие результаты в борьбе с мусульманским экстремизмом. "За ошибки Путина и Ельцина в этом регионе уже заплачена высокая цена. Будем надеяться, что в Сочи она не станет еще выше", - подытоживает издание.

"Исламистская угроза зимним Играм в Сочи реальна" - утверждает в заголовке редакция Independent.

В преддверии зимней Олимпиады в Сочи внимание было приковано к тому, стоит ли политикам и атлетам бойкотировать Игры в знак протеста против все более жесткой дискриминации геев и лесбиянок в России. "Ужасающий теракт, совершенный смертницей в Волгограде (...), внезапно напомнил о том, что настоящую угрозу для сочинских Игр представляет не западный бойкот, а исламистский теракт", - отмечает издание.

Редакция газеты выражает сомнения в том, сможет ли Россия когда-нибудь восстановить долговременный мир на Северном Кавказе. "В некотором смысле, Россия выплачивает старые долги за свои колониальные войны XIX века (...), обременившие ее землями, которые она не может освоить и от которых не может отказаться. К сожалению, кажется, что насилие будет продолжаться, пусть даже и не в Сочи", - говорится в статье.

Как бы цинично это ни звучало, но теракт в Волгограде на руку Путину, пишет Ульрих Крёкель на страницах Berliner Zeitung. Ведь теперь российский президент под предлогом террористической опасности может еще больше усилить меры предосторожности до и во время Олимпиады. "Путин и так планировал превратить Сочи в зону повышенной безопасности с прослушкой телефонов и интернет-коммуникаций. А теракт предоставил ему возможность делать на Играх все, что ему захочется", - утверждает издание. А западные правительства, "особенно на фоне побочных явлений продолжающейся войны США с террором вроде АНБ и Гуантанамо, не смогут упрекнуть его в превышении полномочий".

Теракт, продолжает Крёкель, выгоден Путину и еще в одном отношении. Так, Кремль уже давно подогревает русский национализм и ксенофобию по отношению к мигрантам с Кавказа и из Центральной Азии.

Как отмечает издание, "даже несмотря на то, а может и потому, что у власти в России стоит фанатик безопасности Путин, страна даже спустя 20 лет после распада Советского Союза не является стабильным государством". "Российское многонациональное общество держится исключительно на аппарате власти и сырьевом богатстве".

Смертоносные взрывы, прогремевшие на железнодорожном вокзале и в троллейбусе в Волгограде, грозят новой волной террора всего за шесть недель до зимних Олимпийских игр в Сочи, передает корреспондентThe New York Times Стивен Ли Майерс.

Обеспечение безопасности стало серьезной проблемой всех международных спортивных мероприятий, особенно после взрывов на Бостонском марафоне в апреле этого года. Однако никогда еще принимающая страна не испытывала такого всплеска терроризма так незадолго до Игр.

Пока не ясно, почему террористы уже второй раз за этот год выбирают своей мишенью Волгоград, самый крупный из близких к Кавказу российских городов. При жестких мерах безопасности непосредственно в Сочи террористы, желающие сорвать Олимпиаду, могут обратиться к более уязвимым целям в других регионах, предупреждают аналитики.

В свете последних событий действующие и бывшие американские правоохранители и сотрудники спецслужб заявляют о своей обеспокоенности. Одна из причин этой тревоги заключается в том, что с Россией у США менее близкие отношения, чем с другими странами, принимавшими Олимпиады. Российские правоохранительные органы и спецслужбы почти всегда отказываются от предложений помощи, отмечают эксперты. Осложняет ситуацию и то, что США уделяют не слишком много внимания террористическим организациям Северного Кавказа, считая группировки из Пакистана и Йемена куда более серьезной угрозой.

По одной из версий, бомба, взорванная в воскресенье на вокзале Волгограда, была закреплена на теле смертницы. Аналитики и эксперты западных разведок укрепились в опасениях, что террористические группировки используют этот инструмент все чаще, пишет The Washington Times.

Из всех совершенных с 2000 года в России терактов почти в половине были задействованы смертницы, отмечается в статье.

"Применение террористок-смертниц - это классическая чеченская тактика, и она становится все популярнее среди прочих джихадистских группировок, - цитирует газета Брюса Ридела, бывшего сотрудника ЦРУ, а ныне куратора одного из проектов Брукингского института. - Для "Аль-Каиды" и группировок схожего толка, нацеленных на привлечение внимания к чеченскому вопросу, Олимпиада в Сочи представляет собой крайне привлекательную цель. В ближайшие несколько недель следует ожидать попыток увеличить количество атак по российским целям как внутри страны, так и за рубежом".

Теракт в Волгограде за пять недель до начала Олимпийских игр в Сочи является пропагандистской и террористической акцией, которая может дорого обойтись всем, пишет журналист Corriere della SeraГуидо Олимпио.

Согласно одной из первых реконструкций теракта, совершенного в Волгограде, исполнительницей была Оксана Асланова. Другие источники говорят о молодом человеке с рюкзаком за спиной и еще об одной женщине. Все они погибли в результате взрыва бомбы. "Такой же путь прошла Наида Асиялова, совершившая теракт в автобусе. В других случаях разрушительную миссию или установку взрывного устройства выполняли моджахеды", - напоминает автор статьи.

"Всего за последние 20 лет самоубийственные теракты совершили 46 женщин. Это неполный список, поскольку другие умерли без свидетелей, не попав в хроники событий. Некоторыми манипулировали, другие были твердо убеждены, что следует подчиняться приказам Доку Умарова", - пишет издание.

В рядах кавказских повстанцев насчитываются сотни добровольцев. Москва опасалась подобного развития событий и за несколько месяцев мобилизовала ресурсы для обеспечения безопасности на Олимпиаде. Путин дал карт-бланш секретным службам, санкционировав масштабную деятельность по проведению проверок. "Иными словами, началась смертельная схватка", - отмечает автор. "Экстремисты позаботились о том, чтобы подготовить новых камикадзе и "вдов", вероятно в центре, созданном далеко от оперативной зоны. По неподтвержденной информации, речь идет, по меньшей мере, о 20 "дипломированных" девушках. На другой базе готовят мужчин-камикадзе. Вполне вероятно, что массовый теракт в Волгограде является началом террористической кампании. За месяц до начала Олимпиады боевики хотят усилить давление и направить послание странам, которые примут участие в соревнованиях. Пропагандистские и террористические действия могут дорого стоить - всем", - комментирует последние события Гуидо Олимпио.