В России растет уровень разочарования действиями текущей власти

Автор
В России растет уровень разочарования действиями текущей власти

Россияне считают политическую ситуацию “взрывоопасной".

Население Российской Федерации все больше разочаровывается в способности власти решать текущие проблемы и налаживать нормальную жизнь в стране.

Об этом сообщает руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни аналитического центра "Левада - Центр" Марина Красильникова.

В июне 2018 года опять, как и в 2011-2013 годах, оценки действий властей оказываются ниже, чем другие составляющие Индекса социальных настроений (ИСН) - оценки личного положения и ситуации в стране в целом. Так, по данным исследования "Левада - Центр", более половины опрошенных - 58% - считают, что правительство не сможет улучшить положение дел в стране в ближайший год, и доля таких ответов по сравнению с февралем увеличилась на 17%.

По данным Красильниковой, "весной - в начале лета нынешнего года, несмотря на состоявшийся футбольный праздник, заметно ухудшились не только рейтинги власти, но и в целом настроения и ожидания людей. В начале лета, по сравнению с концом зимы (июнь к февралю), усилился пессимизм в оценках не только ситуации в стране в целом, но и положения своих семей; возросли опасения относительно будущего развития экономики страны и собственных возможностей обеспечивать хотя бы привычный уровень жизни для себя и своих близких. За эти несколько месяцев примерно на 10% выросла доля негативных оценок материального положения семей и экономического положения страны в целом. На этом фоне ожидания на будущее ухудшились в разы сильнее - примерно в полтора раза увеличилась доля негативных прогнозов изменения положения своих семей и ситуации в стране. И пока трудно сказать, в какой сфере жизни - политической или экономической, люди ожидают в будущем больше бед - доля негативных оценок изменения ситуации в обеих этих сферах увеличилась примерно на четверть. Пока же оценки текущей политической ситуации ухудшились менее всего - доля людей, оценивающих ее как "напряженную" или даже "взрывоопасную", увеличилась на 9%".

Все эти разные аспекты формирования общего социального настроения в стране отражает ИСН, измеряемый "Левада-Центром". В июне этот показатель заметно снизился - на 10% по сравнению с февралем и даже больше - на 13% по сравнению с предыдущим замером в апреле. При этом все составляющие сводного индекса показали примерно одинаковую отрицательную динамику (июнь к апрелю):

  • Оценки сегодняшнего личного положения (отражают субъективные оценки динамики уровня жизни своих семей) - минус 10%.
  • Оценки ситуации в стране в целом - минус 12%.
  • Ожидания на будущее своих семей и страны - минус 12%.
  • Оценки действий властей - минус 18%.

Как сообщается, "серьезным вызовом для динамики общественных настроений стало известие о повышении пенсионного возраста, а также об увеличении НДС. И все это происходило на фоне уже состоявшегося всплеска цен на бензин. Многомиллионная армия пенсионеров, в 2005 г. продемонстрировавшая свою решимость в отстаивании немногих сохранившихся норм общественного договора (в виде бесплатных льгот), вполне заслуженно привлекает внимание властей, старающихся, похоже, смягчить для этой категории граждан последствия недавних решений".

Также негативные настроения все более накапливаются среди работающих граждан, отмечает аналитик.

По ее словам, еще в начале века была устоявшаяся структура соотношения общественного оптимизма - самыми позитивно настроенными были молодые, далее уровень социальных настроений плавно снижался по мере их взросления, достигая минимума в старших возрастах. В последние несколько лет все чаще оказывается, что уже к 40 летнему возрасту формируется тот низкий уровень социального оптимизма, который характерен для самых старших возрастов. Весной нынешнего года картина стала еще более удручающей - уже к 30 летнему возрасту российские граждане оказываются такими же скептиками, как и более старшие поколения. Измерения ИСН в июне показали даже, что в группе людей нынешнего пенсионного возраста уровень настроений выше, чем у людей старше 40 лет, только что узнавших, что им предстоит работать еще как минимум пять дополнительных лет, отмечает "Левада - Центр".