Участники конного похода Москва – Париж вышли на границы Литвы

Автор
Участники конного похода Москва – Париж вышли на границы Литвы

Казаки – участники конного похода Москва – Париж достигли белорусского города Ошмяны, то есть вышли практически на границы Литвы.

Казаки – участники конного похода Москва – Париж достигли белорусского города Ошмяны, то есть вышли практически на границы Литвы, до которой осталось пройти всего 17 км. Это будет сделано, скорее всего, в понедельник, 27 августа, после того как казаки и их лошади отдохнут один день в Ошмянах.

За 13 дней участники конного похода Москва – Париж преодолели около 830 км. Практически всё это расстояние было пройдено на лошадях, хотя казаки, чтобы не мучить излишне своих четвероногих товарищей по путешествию, разбивали дневной маршрут на три отрезка, которые проходили одновременно тремя отделениями. Такой метод сбережения молодых жеребцов уникальной донской породы показал свою эффективность. По признанию ветеринарного врача похода Тамары Ивановой, кони совершенно здоровы. Отдельные небольшие травмы, полученные в начале похода, – небольшие потёртости от сбруи или ссадины в результате слишком бурного неприятия условий транспортировки в автомобиле- коневозке залечены. Психика коней, выросших в природных условиях донских степей, также приспособилась к дорогам с рычащими грузовиками и спортсменами на лыжах-роликах.

Один из участников марша атаман казачьего общества города Меленки Владимирской области, организатор местного конного клуба, потомственный казак Алексей Новосильцев поведал корр. ИТАР-ТАСС о тех усилиях, которые приходится ежедневно прилагать казакам, чтобы поход увенчался успехом и все кони дошли до конечной точки и вернулись обратно. "Подъём обычно в семь утра, это самое позднее, но может быть и раньше, - рассказал Новосильцев. - Лошади должны поесть за час до выхода". Сначала коней нужно напоить. Только потом им дают еду. Традиционно кормят животных овсом, но для нынешнего похода выбраны мюсли, как энергетически более содержательный корм. Лошадей чистят каждое утро, чтобы к шкуре не прилипли соломинки или опилки. Необходимо посмотреть, нет ли на теле ранок.

Это одновременно и массаж, и общение с конём. Как ласка. Конь понимает, что пришёл друг. Он начинает доверительно к тебе относиться. Ты к нему с лаской, и он тебе отвечает тем же самым", - сказал Новосильцев.

Осматриваются и вальтрапы, специальные подстилки под седло, которые с вечера простирываются. Постоянно осматриваются копыта, чтобы не было порезов или повреждений. Проверяется крепление подковы. Всё делается для того, чтобы коню в походе было удобно. Затем животное нужно завести в коневозку. Что тоже не очень просто, ведь он должен освоиться в меняющейся обстановке.

"Вот конь вышел из денника, того места, где он обитает, его гостиницы. В каждом новом месте конь чувствует себя непривычно. Водишь его по кругу, чтобы он осмотрелся, успокоился, убедился, что вокруг нет ничего опасного, страшного. Потом его легче завести в коневозку для дальнейшей транспортировки", - поведал казак.

То же самое происходит и при выгрузке. Конь едет в замкнутом пространстве. И вдруг - резкая перемена. "Когда его выводишь, чтобы не волновался, вновь необходимо дать ему осмотреться, - отметил Новосильцев. - Только после этого можно его седлать". Седловка может производиться и в деннике, но, как правило, это делается после выгрузки перед маршем.
Дальше начинается сам переход. Сначала конь должен размять сухожилия, суставы. Сперва лошади идут шагом, через некоторое время можно переходить на рысь. Так они разогреваются по 10-15 минут, потом снова переходят на шаг. В процессе пути скорость то увеличивается, то уменьшается.

При этом казаки стараются минимум пути проходить по асфальту. "В поле коню приятнее, его копытам приятнее. Лучше по полю, или по грунтовой дороге. Грунтовки пока не было, старались идти по окраине поля", - сказал Алексей Новосильцев. Каждый переход обычно занимает часов пять.

К концу перехода коню надо дать возможность успокоить дыхание. Его сразу нельзя плотно кормить, иначе его можно сразу потерять, говорит Новосильцев. Можно дать только немного сена, или травы. Где-то через час можно напоить и накормить. Желательно соблюдать режим кормления, поскольку у коней желудок должен работать в определённом режиме. Жёсткого расписания нет, но желательно кормить четвероногих товарищей по походу не реже, чем через каждые 6 часов.

После выгрузки коней желательно немного попасти. Если конь спокойный, можно его отпустить, если он резвый, то лучше его держать за уздечку. После того, как животное заводится в денник, снова производится его осмотр. Затем его нужно вновь почистить и отмассировать. В идеале день у коня должен закончиться в семь часов вечера. Но в походе это время может смещаться.

На ночь с конями обязательно остаются дневальные. Их число зависит от помещения. Если лошади ночуют под открытым небом на коновязи, то дневальные должны постоянно следить, чтобы веревки их не поранили. "Ночью стабильно два человека должны бодрствовать, - подчеркнул казак. - Когда под крышей, то может быть и меньше. Все равно нужно ходить и контролировать. Смена длится по два часа". А на следующее утро всё начинается вновь…

В этот день 200 лет назад, 25 августа 1812 года, находившиеся в арьергарде русских армий казаки Платова выдержали серьёзный бой с противником, к вечеру отойдя до селения Славково. Вот что докладывал о том сражении сам атаман: "Неприятель хотя и в больших силах и стремительно наступал на меня, но я удержал его, пройдя Дорогобуж, не дальше 2 верст, до самой ночи, чему способствовала и речка Осьма, через которую лежащий мост сожжен. С 3-х батарей неприятель производил по мне сильную канонаду, но наши орудия действовали удачно. Стрелки егерских и казачьих полков рассажены были на одноверстную дистанцию над речкою, кроме частей, закрывавших обои наши фланги, которые также до самой ночи имели с неприятельскими егерями перестрелку. Я убитыми и ранеными, хотя и имею урон до 60 человек, но должен был удерживать стремление неприятеля, исполняя волю главнокомандующего, дабы не сблизился он с армиею нашею".