Ходорковский: "идеальный маневр"
- Автор
- Дата публикации
- Автор
К сенсационному освобождению экс-магната привела настойчивость ветерана немецкой дипломатии Геншера.
Но для Путина это тоже "идеальный маневр", пишут СМИ: в преддверии Сочи автократ Путин - со скоростью, немыслимой для старых динозавров КПСС, - превратился в "пацифиста" по Сирии и "филантропа" по Ходорковскому. Отказ Ходорковского идти в политику разочаровал оппозицию. Родственники счастливы встретить "того же человека, что и 10 лет назад".
Германия по неофициальным каналам с Москвой руководила переговорами об освобождении российского магната, сообщает The Wall Street Journal, замечая, что у Германии обширные, но запутанные связи с Россией.
Тайные переговоры об освобождении Ходорковского длились 2,5 года, даже на фоне трений между Россией и Западом, и их ход по большей части был секретом для самого Ходорковского. Он сказал, что его не держали в курсе из-за опасений, что спецслужбы делают записи его встреч с адвокатами. Газета утверждает, что к освобождению привели не уговоры канцлеров Германии (Меркель, а ранее Шрёдера), а настойчивость экс-дипломата Ганса-Дитриха Геншера.
К 2011 году адвокаты и советники Ходорковского стали искать посредника, который помог бы прозондировать настроения Путина. По словам источников, юристы Геншера и Ходорковского решили, что экс-министр будет вести диалог с Путиным только напрямую. При этом Геншер отказался от какой-либо оплаты своих услуг или расходов, добавляет газета.
1 июня 2012 года Геншер и Путин встретились впервые. Геншер заявил, что судьба Ходорковского стала помехой для инвестиций и осложняет политические связи России с Западом. По словам источника, он упирал на мысль: "Нам пора оставить эту историю в прошлом". Один из главных аргументов состоял в том, что Ходорковский больше не опасен Путину.
При 2-й встрече Геншер предложил Путину несколько юридических вариантов, позволяющих досрочно освободить Ходорковского. Но Путин отправил Геншера в Генпрокуратуру, а там ему ответили, что снисхождение исключено.
И все же, когда позиции Путина окрепли благодаря победам в Сирии и на Украине, президент счел, что у него расширился простор для маневров. Одновременно возникла необходимость улучшить имидж России в связи с Олимпиадой и председательством России в G8.
Тем временем, Ходорковский опасался 3-го уголовного дела и страшился, что не застанет в живых свою больную мать.
По его словам, 12 ноября адвокаты передали ему просьбу Геншера: написать прошение о помиловании, не признавая своей вины, и личное письмо Путину. "Ему предлагалось сослаться на личные обстоятельства, но также заверить президента, что он не будет заниматься активной политической деятельностью, а также не будет добиваться возврата утраченных нефтяных активов", - говорится в статье.
Частный самолет для вылета Ходорковского в Германию был предоставлен немецким промышленным магнатом Ульрихом Беттерманом.
С немецкой стороны в переговорах о его помиловании участвовал, среди прочих, директор по исследованиям Германо-российского форума, политолог Александр Рар. Некоторые подробности этого дипломатического процесса он раскрыл в интервью Der Spiegel.
Два с половиной года назад с Раром связался бывший министр иностранных дел Ганс Дитрих Геншер, которому требовались "поддержка и совет в одном очень деликатном деле". В итоге, по словам Рара, его роль свелась в основном к помощи с переводом.
"Геншер сам вел переговоры. Он встречался и с самим Путиным, и с другими. Тот факт, что он добился успеха, - это триумф немецкой тайной дипломатии, - считает Рар. - Этот случай показывает, что у Германии еще есть в Москве каналы, которых нет у британцев или американцев". Собеседник Der Spiegel подчеркнул: "Было чрезвычайно важно, чтобы информация о его [Геншера] многочисленных встречах с российским руководством не просочилась наружу". Некоторые детали переговоров, по словам Рара, не подлежат огласке и теперь.
"Думаю, что Путин хотел уже избавиться от дела Ходорковсого. Для Путина также важно, чтобы российско-немецкие отношения наконец пришли в норму (...) Кроме того, у Путина есть и другие соперники, кроме Ходорковского: например, новый предводитель оппозиции блоггер Алексей Навальный. Думаю, на свободе Ходорковский для Путина сегодня даже полезнее, чем в тюрьме. Решающим фактором, по-моему, стало то, что Ходорковский больше не воспринимается как источник угрозы. Еще 5, 6 лет назад это было не так", - заметил Рар.
Отказ Михаила Ходорковского идти в политику разочаровал многих оппозиционных активистов в России, которые надеялись, что он станет соперничать с Путиным, пишет в The Guardian Анна Немцова.
Газета приводит несколько высказываний. Так, в городе Асбест очень обескуражены. "О нет, ужасная новость! Очень надеюсь, что он передумает!" - сказала Наталья Крылова, лидер партии "зеленых". По ее мнению, Ходорковский - единственный, кому доверяют притесняемые предприниматели.
Политик Борис Немцов в субботу сказал, что на президентских выборах Ходорковский мог бы "стать кандидатом-тяжеловесом, способным победить Путина".
"Намеренно или нет, Ходорковский активно участвовал в российской политической жизни, находясь за решеткой", - пишет Немцова. Статьи Ходорковского вдохновляли целое поколение политиков-оппозиционеров. Илья Яшин назвал его "пионером социального либерализма".
Известный российский писатель Виктор Ерофеев желает Михаилу Ходорковскому, став свободным, не растерять мудрость, обретенную в тюрьме, предваряет La Repubblica его статью.
"До того как Ходорковский оказался в тюрьме, он был соперником Путина в борьбе за президентское кресло, - пишет Ерофеев. - Он был харизматичной фигурой, идеологом открытого гражданского общества; у него была ясная и понятая программа либерализации. Во-вторых, Ходорковский открыто презирал Путина и однажды осмелился заявить в его присутствии, что можно прекрасно обойтись и без него. Путин, амбициозный и мстительный, не мог такое проглотить".
"Стоит отметить, что в то время Ходорковский был надменным и вел себя как молодой высокомерный миллиардер", - утверждает писатель. "Прошло 10 лет. Ходорковский мужественно перенес все страдания. Его лицо теперь озаряется светом мученичества, столь редким в наши дни. Он похудел и, кажется, подобрел. В его письмах, так же, как в его статьях, стали чаще появляться признаки терпимости и мудрости. В последнее время Ходорковский настаивал на диалоге между оппозицией и властью. Недавно на одном из частных российских телеканалов я заявил, что Ходорковский достоин Нобелевской премии мира, - сообщает Ерофеев. - Я не удивлюсь, если он ее получит".
"В идеологическом плане Путин и Ходорковский продолжают оставаться непримиримыми врагами, но Ходорковский, переживший драму заключения, по моему мнению, скорее обретет свое место в политической философии, нежели в политической деятельности", - полагает писатель.
"В тюрьме Михаил Ходорковский стал другим человеком, приблизившись к выдающимся деятелям советского диссидентства, таким, как Андрей Сахаров", - сказал в интервью La Repubblica французский философ Марек Хальтер, который был другом физика-ядерщика, удостоившегося Нобелевской премии мира за 1975 год.
"Судя по его статьям, бывший магнат пережил глубокую интеллектуальную эволюцию и значительно приблизился к тому, о чем думал Сахаров. Он сам заявил, что тюрьма открыла ему глаза - например, на то, что деньги не дают власти - по крайней мере, "позитивной" власти", - говорит Хальтер.
Отвечая на вопрос корреспондента, достоин ли Ходорковский Нобелевской премии за страдания, которые он пережил в последние 10 лет, как написал вчера Виктор Ерофеев, Марек Хальтер сказал: "Нет, пока еще нет. (...) Я думаю, еще рано выдвигать его кандидатуру на премию. По меньшей мере, мы должны дождаться его ближайших шагов".
Корреспондент Le Monde Петр Смоляр в Берлине взял интервью у сына Михаила Ходорковского Павла. "В тюрьме он по телевизору увидел, как Путин согласился его помиловать, - рассказывает сын бывшего олигарха. - Вокруг него все просто взорвалось! Заявив об этом публично, Путин больше не мог дать задний ход. Но отец думал, что на это уйдет несколько дней".
Вскоре после этого самого знаменитого узника России доставили на машине в Петрозаводск, затем самолетом - в Санкт-Петербург, а уже оттуда на частном самолете он добрался до Берлина, говорится в статье.
"Я встретил того же человека, что и 10 лет назад, - уверяет Ходорковский-младший. - Вы знакомы с понятием "состояние потока"? Это такое состояние, когда вы полностью контролируете свои умственные и физические возможности. Было даже жутковато! Я догадывался, что он сразу захочет вновь включиться в информационные потоки, понять, что происходит вокруг него. Но чтобы такими темпами?"
По словам собеседника Le Monde, пока что бесполезно обсуждать с его отцом планы на будущее: "Он ничего не планирует. Он впитывает все, что его окружает". Есть ли ощущение, что 10 лет в тюрьме кардинально повлияли на личность Михаила Ходоркоского? "Я не знаю, - признается Павел. - Мы проговорили весь день, но толком так и не поговорили, понимаете? Еще не успели".
Историки будут долго критически высказываться по поводу Владимира Путина, но даже изощренные клеветники не смогут отрицать: бывший агент КГБ обладает изворотливостью, достойной Макиавелли, пишет Джанни Риотта в газете La Stampa.
"Путин быстро отреагировал на грубость Барака Обамы и Франсуа Олланда, решивших не принимать участия в церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Вместо того чтобы повысить тон риторики, Путин "сделал обводку": объявив о помиловании экс-магната Михаила Ходорковского", - говорится в статье.
"Идеальный маневр: в то время как Запад смотрит на реальность как на некий повтор холодной войны, Путин - со скоростью, на которую не были способны старые динозавры КПСС, - превратился в "пацифиста" по Сирии и "филантропа" по Ходорковскому", - пишет автор, замечая, что Путин предстал перед российским телезрителями "человечным", пекущимся о родственниках Ходорковского, но оставил пресс-секретарю "отвратительные, лицемерные высказывания": "Если он просил о помиловании - значит, он виновен".
"Михаил Борисович, конечно, не без греха, - признает автор. - Он создал экономическую империю, сгребая то, что оставалось от режима Ленина. Но Путин преследовал его не за его предпринимательские шалости, свойственные всем союзникам Кремля. Тюрьма и процессы стали реальностью тогда, когда царь Владимир стал опасаться, что "Михаил Борисович" угрожает его империи. Помилование, дарованное вчера сверху, подтверждает его абсолютную власть и оскорбляет Запад", - считает Риотта.
Обозреватель Die Welt Рихард Херцингер опасается, что теперь "на Западе будут строить иллюзии относительно добросердечности и мудрости Владимира Путина". На самом деле освобождение Ходорковского стало результатом того же циничного расчета, согласно которому автократ Путин некогда посадил неугодного критика режима Ходорковского, и не только его, в тюрьму. На сей раз расчет заключается в том, что "непосредственно перед началом Олимпиады в Сочи Путину выгодно сменить образ всевластного автократа на маску милосердного лидера".
Запад "не должен дать одурачить себя актерским способностям российского президента". Запад должен осознать, что все это, включая попытки интегрировать Украину в новый Советский Союз, размещение ракет на границе с ЕС и российскую политику в Сирии, является политикой не "стратегического партнера", а недоброжелательного и антидемократического режима, подытоживает Херцингер.
Арест Ходорковского десятилетие назад подтвердил, что режим Путина может без колебаний крушить своих врагов, используя для этого марионеточную систему правосудия, пишет The Jerusalem Post в редакционной статье. Сегодня же, учитывая недавние политические успехи в Сирии и на Украине, Путин явно может позволить себе великодушие.
Никто из тех, кто следит за российской политикой, не может всерьез поверить в идею, что помилование Путиным Ходорковского означает реальный отход от ультраконсервативного авторитаризма к более демократичному режиму, продолжает издание. "В лучшем случае этот шаг - неохотная уступка мировому общественному мнению на фоне подготовки к проведению Россией зимней Олимпиады. Ходорковский свободен, и это хорошо. Но многие оппоненты путинского режима остаются в тюрьме за сомнительные преступления политического инакомыслия. Помилованием Ходорковского не скрыть этого печального факта", - заключает The Jerusalem Post.