Гран при Японии: стратегический обзор
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В этом году Гран при Японии прошел по довольно простому сценарию, в основном из-за того, что в группе лидеров особой борьбы не было.
Британский эксперт Джеймс Аллен, анализируя тактику команд в Гран при Японии, подчеркивает, что интрига гонки не отличалась особой сложностью – прежде всего потому, что мы не увидели какой-то яркой борьбы за лидерство…
В этом году Гран при Японии прошел по довольно простому сценарию, в основном из-за того, что в группе лидеров особой борьбы не было, поскольку Фернандо Алонсо вылетел с трассы еще на старте, а Марк Уэббер и Роман Грожан откатились назад после столкновения в 1-м повороте.
Тем не менее, в случае с Фелипе Массой, который показал отличный результат, тактика сыграла центральную роль. Также заслуживает внимания и схватка Серхио Переса с Льюисом Хэмилтоном, и прорыв Михаэля Шумахера, стартовавшего из последнего ряда.
Перед стартом
Накануне гонки высказывались мнения, что оптимальной будет тактика 2-х пит-стопов, и наибольшее беспокойство вызывала проблема пузырения резины, которая не сразу сказывается на скорости, но приводит к дестабилизации машины, поскольку вызывает вибрацию.
Pirelli привезла в Сузуку резину Hard и Soft, причем мягкие шины позволяли проходить круг на секунду быстрее в квалификационном режиме, и на 0,4 секунды – в условиях гонки.
Жесткие шины были медленней, но зато они в меньшей степени подвержены пузырению, а также позволяют проехать больше кругов. Расчеты показывали: чтобы после старта на прикатанных Soft проехать 53 круга, надо было провести первый пит-стоп в районе 14-15-го круга, а оставшуюся дистанцию поделить на 2 примерно равных отрезка.
Ситуация развивалась именно по такому сценарию, хотя в ряде случаев первый пит-стоп прошел несколько позже, благодаря появлению на трассе автомобиля безопасности после нескольких происшествий в момент старта. Компьютерные симуляции гонки демонстрировали, что вариант с 2-мя пит-стопами будет на 10 сек быстрее, чем с 3-мя, однако команды были готовы переключиться и на такую схему, если шины будут изнашиваться слишком интенсивно. Но этого не произошло.
Поскольку после аварий на 1-м круге с дистанции сошли Алонсо и Нико Росберг, а Грожан и Уэббер оказались в хвосте пелотона, победа Себастьяна Феттеля была фактически предрешена. Как мы видели, тактические схемы были консервативными, а отрезки – равными по длине. Также появление автомобиля безопасности на 1-м круге способствовало тому, что гонщики смогли проехать до 1-го пит-стопа на пару кругов больше, и это оказалось весьма важным фактором.
Масса: Остался на трассе подольше и добился успеха
Фелипе Масса весьма уверенно провел гонку, стартовав с 10-й позиции, но финишировав 2-м. Это был 1-й подиум бразильца за последние 2 года.
Помогла и отличная тактика, и великолепный старт: Масса смог избежать неприятностей в начале гонки, и уже под конец 1-го круга пробился на 4-ю позицию. Поскольку в финал квалификации он не прошел, то у него сохранился комплект новых мягких шин, на которых он и стартовал, а также два свежих комплекта Hard, и тактика была построена на том, чтобы распорядиться всем этим с максимальной эффективностью.
Благодаря отличному старту Фелипе сразу вступил в борьбу за 2-е место с Дженсоном Баттоном и Камуи Кобаяши, а свежие мягкие шины на 1-м отрезке давали ему тактическое преимущество, поскольку он смог оставаться на трассе на 2 круга дольше этих гонщиков.
В Японии на машинах McLaren резина изнашивалась несколько интенсивнее, поэтому Баттон свернул на пит-лейн на 13-м круге, а Кобаяши – на круг позже. К моменту пит-стопа Баттон ехал с такой же скоростью, что и Масса, и считал, что команда позвала его в боксы слишком рано. И он был прав.
Выехав из боксов, Дженсон оказался позади Toro Rosso Даниэля Риккардо, который перед своим пит-стопом проезжал круги примерно на 0,8 – 1,2 секунды медленнее McLaren. Если бы Баттон продержался еще пару кругов, то при такой скорости он явно мог вернуться на трассу перед австралийцем, но состояние резины на его машине было близко к критическому, поэтому команда решила подстраховаться.
Это стало решающим фактором: до пит-стопа Баттон был в 16 секундах позади Массы, а когда выехал из боксов, то уже через 3 круга отставание выросло до 19-ти секунд. Этого оказалось достаточно, чтобы Масса за счет своего более позднего пит-стопа опередил и его, и Кобаяши, тоже застрявшего за Риккардо.
Старт на свежих шинах позволил Массе проехать на 1-м отрезке на 3 круга больше, чем ближайшие соперники, и в итоге занять 2-е место.
Бразилец быстро ехал и на жестких шинах, добившись своего лучшего результата за два года, а это говорит о том, что он не утратил скорости. Возможно, его проблемы 2-х последних сезонов носили больше психологический характер.
Прочие тактические схемы, заслуживающие упоминания
Серхио Перес попытался поступить так же, как Масса, и за счет более длинного первого отрезка опередить Кими Райкконена. Хотя он и ехал позади Кими, на 1-м отрезке машина Sauber была быстрее, чем Lotus, и стратеги швейцарской команды предполагали, что Перес проведет пит-стоп на 2 круга позже, чем финн, который сделал остановку на 13-м круге.
Позиции Райкконена были не так уж прочны: ему пришлось стартовать на более изношенном комплекте мягких шин, поскольку в финале квалификации он не удержал машину на трассе, и из-за этого разворота основной комплект Soft получил заметные повреждения. Но план Sauber провалился: резина на машине Переса износилась, и в итоге после своего пит-стопа, который пришелся на 15-й круг, Серхио оказался не только позади Райкконена, но и позади Хэмилтона.
Ситуация интересна и с психологической точки зрения: в следующем году мексиканец должен занять место Льюиса в McLaren, и Перес, очевидно, пытался что-то доказать, однако потерял контроль над машиной в поединке с британцем, после чего вылетел с трассы и выбыл из борьбы.
Марку Уэбберу удалось неплохо отыграться после столкновения с Грожаном на первом круге: он финишировал 9-м, в 8-ми секундах позади Хэмилтона, занявшего 5-е место. В личном зачете чемпионата гонщик Red Bull Racing находится как раз позади Льюиса, отставая от него на 18 очков.
Уэбберу пришлось ехать в боксы уже на 1-м круге: он получил свежий комплект резины, после чего ему не повезло, поскольку к моменту рестарта гонки, когда автомобиль безопасности вернулся на пит-лейн, он еще не успел догнать пелотон. В этот момент Марк находился в 17-ти секундах позади самой последней машины!
Но далее он эффективно реализовал тактику 1-го пит-стопа, поставив следующий свежий комплект Hard на 26-м круге, и уже на нем ехал до финиша. Это говорит о том, что модернизированная машина Red Bull не только быстра, но и позволяет беречь резину: за счет обновленной задней подвески и усовершенствованной аэродинамики задней части RB8, ведущие колеса лучше держат трассу при разгонах, да и пробуксовка уменьшилась.
Михаэлю Шумахеру, стартовавшему с 23-й позиции, поскольку он был оштрафован за сингапурскую аварию, тоже пришлось прорываться через пелотон. Он стартовал на новых жестких шинах, и тактика немца была основана на том, что в его распоряжении было 2 свежих комплекта мягких шин. Михаэль провел пит-стопы на 17-м круге и на 36-м, отыграв по ходу гонки 12 позиций. Но Mercedes W03, в отличие от RB8 Уэббера, не хватало скорости, поэтому он не добрался до призовой десятки. В 1-й половине гонки ему пришлось довольно долго ехать позади Пола ди Ресты.
Но Шумахер после старта сразу переместился на 16-ю позицию, и ему не пришлось терять время, обгоняя машины Caterham, Marussia и HRT, тогда как Уэббер первые 17 кругов занимался именно этим.