Между пиком и проплешиной. Формула-Рено 3,5

Между пиком и проплешиной. Формула-Рено 3,5

Обращение с гоночной резиной - целая наука, от владения которой во многом зависят результаты заездов.

Обычная дорожная шина может проработать несколько сезонов. А гоночная, по словам пилотов, работает… всего два круга. Впрочем, слово "работать" в двух этих случаях имеет разные значения.

В гонках им обозначается недолгий период, когда покрышки позволяют ехать особенно быстро. К примеру, в "Мировой серии Рено" по ходу тех самых двух кругов время на круге может сократиться на полторы секунды. А ведь иногда на квалификации это разница между первым местом и двадцатым!

- Производитель покрышек по просьбе организатора серии специально закладывает в конструкцию шины некий график износа, - рассказывает Антон Небылицкий, один из российских пилотов серии, выступающий за российскую команду Team RFR. - Этот график меняют каждый год: к примеру, в прошлом сезоне пик длился дольше, но был "ниже": разница была не полторы секунды, а шесть или семь десятых.

Теперь легко понять, почему так часто пилоты жалуются на проблемы с "трафиком" во время квалификации. Пару раз уперся в более медленную машину по ходу быстрого круга - значит, не успел использовать тот самый пик.

А ведь на гоночный уик-энд каждый участник серии получает всего три комплекта. Если же вспомнить, что на каждом этапе проводится две квалификации (субботняя и воскресная), нетрудно представить, насколько сложна стоящая перед пилотами задача.

Получается, что в одной из них у гонщика есть четыре круга, чтобы показать хороший результат, а в другой - всего два. Все три комплекта позже используются в гонках (воскресная предусматривает обязательный пит-стоп).

- Обычно меняют задние шины, так как изнашиваются они быстрее, - рассказывает Небылицкий.- Но если на передней покрышке появилась проплешина, то надо избавляться от нее. Проплешина - эта протертость до корда, которая появляется при сильной блокировке колеса.

Из-за нее переднее колесо теряет сцепление в повороте в самый решающий момент, морда едет мимо апекса. Дополнительная проблема в том, что с каждым поворотом проплешина увеличивается, а негативный эффект усиливается. Дело может дойти до вибраций - настолько сильных, что порой из-за них гонщику трудно видеть, что делается вокруг.

Важный вопрос - какое давление в шинах поставить на старте гонки. Если низкое - то покрышки будут медленнее изнашиваться, если высокое - это обеспечит возможность быстро ехать в начале заезда. Лидеры обычно выбирают высокое давление, а по ходу прогревочного круга еще притормаживают едущих следом - чтобы те не успели прогреть резину, поднять давление в ней.

В конце заезда, кстати, времена на круге после длительного процесса ухудшения вдруг снова улучшаются: это потеря массы из-за сгорающего топлива (полный бак весит 110 кг) "пересиливает" падение эффективности колес (составляющее 0,4 с за гонку).

Само собой, на разных трассах резина изнашивается по-разному. Зависит это вопреки распространенному мнению не столько от конфигурации, сколько от температуры воздуха и степени абразивности асфальта.