Украина начинает думать о финансовом "фэйр-плей" в футболе
- Автор
- Дата публикации
Воплощаемый в Европе финансовый "фэйр-плей" в футболе заставит руководство украинских клубов делать из команд бизнес-проекты.
По крайней мере, попробовать это сделать.
Так, после введения УЕФА финансового "фэйр-плей" клубы обязаны самостоятельно зарабатывать деньги.
А на постсоветском пространстве это – серьезная проблема. В Украине большинство клубов не имеют бизнес-моделей развития и зарабатывания денег.
Команды просто существуют благодаря спонсорам и владельцам.
Новые правила УЕФА предусматривают, что такие клубы останутся вне большого футбола.
Финансовый фэйр-плей коснется только тех клубов, которые участвуют в еврокубках. Такие клубы не должны иметь задолженности касательно трансферов и зарплат. Они обязаны продемонстрировать безубыточность.
Основные источники дохода европейских клубов – медиа-права, поступления от спонсоров, продажа билетов и всяческие заработки в день матча (match day). То есть сувениры, еда, шоу и так далее.
Относительно безубыточности клубов, то первые санкции со стороны УЕФА клубы ожидают в сезоне 2014-2015 гг.
Впрочем, от клубов пока не требуют прибыль. Будет учитываться позитивная динамика финансовых дел.
Главным заработком европейских футбольных лиг и клубов в текущее время является продажа медиа-прав. Так, АПЛ в сезоне 2010-11 гг. заработала в целом свыше 2 млрд. долл. 52% из них - прибыль от продажи медиа-прав, 24% - это спонсорские вложения, и 24 % - "match day".
Таким образом, основная задача Украинской Премьер-лиги - создание ТВ-пула, когда права на трансляцию чемпионата будут принадлежать только одному каналу. Тогда УПЛ сможет продавать медиа-права пакетом, привлекая спонсоров.
Однако пока в Украине не только проблематичен единый ТВ-пул, но и спонсоры для УПЛ.
ФФУ передала медиа-права клубам на 8 лет. В свою очередь, клубы продают право трансляции матчей телеканалам (на данный момент – "2+2" и "Футболу").
Ведущий телепрограммы "ПроФутбол" ("2+2") Игорь Цыганык заявил, что предложения каналов относительно покупки медиа-прав пока устраивают клубы. В то же время УПЛ даже не нашла спонсоров.
"Единый ТВ-пул возможен в будущем, если спонсоры Премьер-лиги готовы заплатить за него. Премьер-лига - это организация, которая не нужна Украине. Они не смогли найти спонсоров и не выполняют своих функций", - заявил Цыганык.
А сейчас каналы анализируют рейтинги трансляций матчей, самостоятельно ищут спонсоров, а затем предлагают клубам заработать на трансляции.
Президент киевского "Динамо" Игорь Суркис заявил, что руководство УПЛ пока бездействует в этом вопросе.
"Премьер-лига обязана собрать руководителей клубов и стать инициатором переговоров. В нашем случае Премьер-лига тормозит процесс. Такое впечатление, что и президента Премьер-лиги не существует", - сказал он.
В УПЛ же отметили, что они - тоже за единый ТВ-пул. Однако многие сомневаются, что президенты клубов сумеют договориться и сразу отдадут медиа-права УПЛ.
Так или иначе, финансовый "фэйр-плей" хотя бы заставит клубы попробовать зарабатывать деньги, поставив их в более-менее равные условия.