Роналдиньо: Я ничему не учил Месси
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Легендарный бразильский футболист рассказывает о своей роли в становлении Месси.
Роналдиньо доигрывает. После европейского этапа карьеры он успел не только существенно набрать вес, но и разругаться с руководством Фламенго и оказаться в Атлетико Минейро. Ему уже 32, однако былое величие никуда не исчезло из памяти любителей футбола, наблюдавших за его игрой. А Виктор Вальдес, за свою карьеру поигравший и до сих пор выступающий со многими звездами игры миллионов, и вовсе называет его самым талантливым игроком, которого знает.
- Правда, что ты научился играть в футбол, играясь с собакой?
- Это правда! Я оттачивал свой дриблинг, дурачась с собакой. Много времени проводил с друзьями, играя в футбол, а когда они уставали и мне хотелось продолжать, я привлекал к игре собаку. Хорошо ли она играла? Она бегала за мячом и не уставала!
- Всем известно, что ты хорош. Но действительно ли было такое, что, будучи еще пацаном, ты забил 23 мяча в одной игре?
- Да, мне было 13 или 14 лет, это был школьный турнир. Но в тот раз команда противников была очень слаба.
- Насколько сильно повлияли на твою игру занятия футзалом в юном возрасте? Не кажется ли тебе, что не самые талантливые англичане могли бы добиться большего, занимайся они футзалом в раннем возрасте?
- Это действительно помогает. Мне кажется, в начале карьеры футзал играет большую роль. Он улучшает контроль мяча, ваши навыки. Что действительно в футзале было для меня полезным - дриблинг на ограниченном пространстве, когда все рядом. Думаю, это помогло бы всем, не только англичанам.
- Ты всегда хотел быть футболистом или просто последовал за мечтой своего брата Роберто подписать контракт с "Гремио"? Как он стал твоим агентом? Были ли у вас разногласия в вопросах контрактов?
- Нет, я всегда мечтал играть в футбол. Я родился в доме, где и отец, и брат были игроками, потому я с рождения смотрел футбол. Я очень уважаю своего брата, потому что после смерти отца (Роналдиньо тогда было восемь - прим.) нам было очень сложно, и мой брат фактически заменил мне родителя. Потому нет никаких проблем в том, что он мой агент.
- Насколько важным для твоей карьеры стал Кубок Америки 1999 года? Ты был самым молодым игроком в составе и забил великолепный мяч Венесуэле...
- Он открыл мне двери в мир, меня признали футболистом, а после того гола стали на меня смотреть по-другому. Я помню тот мяч. Я исполнил balaozinho (обыгрыш с перебросом мяча через голову соперника) и пробил мимо голкипера.
- Насколько непростым был тот период, когда "Гремио" затягивал с твоим переходом в "ПСЖ"? Не было ли ощущения, что трансфер так и не состоится?
- Я все время был настроен оптимистично, однако в тот раз было действительно сложно. Я не мог играть на протяжении полугода. "Гремио" не отпускал меня и выигрывал дело в суде. "ПСЖ" оспаривал. Я продолжал тренироваться здесь, в Рио - в клубе "Бангу". Адвокаты говорили: "Все состоится на следующей неделе". И это не происходило. Потом "еще 1 неделя", "еще 1 месяц". И так полгода.
- С удовольствием ли ты вспоминаешь время, проведенное в Париже, или же это был только лишь трамплин для дальнейшего продвижения по карьере?
- Нет-нет, для меня этот этап был очень важным. В Париже я заиграл как раз перед чемпионатом мира. Я засветился в "ПСЖ" и тренер сборной пригласил меня на мундиаль. Поэтому ПСЖ действительно сыграл важную роль в моей карьере.
- Одно из твоих видео стало первым, собравшим миллион просмотров на YouTube. Это был фэйк или ты действительно несколько раз подряд пробивал в перекладину, при этом не позволяя мячу опуститься на газон? И еще: какой финт приносит большее удовольствие при обыгрыше соперника?
- В свое время это видео заинтересовало всех, только и звучал вопрос, настоящее оно или нет. Мне, видимо, придется умереть, доказывая всем, что оно было настоящим! Что касается финтов, все они приносят удовольствие, когда ты одурачиваешь защитника. Больше всего мне нравится elastico: не отрывая мяч от стопы, провести его в одну сторону, а затем резко в другую.
- Что происходило у тебя в голове, когда ты исполнял тот известный штрафной удар в матче с Англией на чемпионате мира 2002 года? Заметил ли ты, что Дэвид Симэн вышел из ворот, было ли это инстинктивное решение или сорвавшаяся навесная передача?
- Кафу сказал мне, что их вратарь постоянно немного покидает линию ворот, поэтому еще перед матчем я задумывался об ударе, когда будет назначен штрафной в этой точке. Мне повезло, что мяч полетел именно так. Я хотел, чтобы круглый попал в другой угол, однако придал удару немного больше силы, из-за чего тот перелетел вратаря.
- Что для тебя значило больше: победа на ЧМ-2002 с Бразилией или триумф в Лиге чемпионов 2006 года с "Барселоной"?
- Обе победы были действительно важны. На клубном уровне Лига чемпионов является наиболее важным трофеем, на международном - чемпионат мира. Думаю, что именно эти 2 триумфа были наиболее значимыми в моей карьере.
- Как ты отреагировал на слова тренера "ПСЖ" Луиса Фернандеса, который назвал тебя "слетевшим с катушек".
- Я не обратил на это внимание. Наши мнения различались. Очень немногое из его слов в действительности помогло в моей карьере. Мы неплохо ладили, однако думали в разных направлениях.
- Ты видел Лионеля Месси, когда он только начинал свой путь в "Барселоне". Это ты научил его всему, что он нынче демонстрирует? Было ли ощущение, что он станет настолько прекрасным футболистом, которым является сейчас?
- Ах, он с рождения обладал талантом и развивал его с малых лет. Когда он оказался в "Барселоне", он уже был готовым игроком, профессионалом. Мне приносит радость наблюдать за его успехами, и мне очень приятно осознавать, что я был рядом, когда он начинал свою карьеру. Круто, что свой 1-й гол в карьере в статусе профессионала он провел именно с моей передачи. Но я сам его ничему не учил, он на тот момент уже был одаренным игроком. Когда я только очутился в "Барселоне", часто доводилось слышать, что в этом клубе воспитывается очень талантливый футболист. Когда он стал с нами тренироваться, эта информация только подтвердилась.
- В ноябре 2005 года ты провел настолько потрясающий мяч в ворота мадридского "Реала", что болельщики столичной команды устроили тебе стоячую овацию. Это действительно нечто? Каково это ощущение - видеть такое во время Эль Класико?
- Великолепно. В тот момент, испытывая эмоции после забитого мяча, я не заметил, что поклонники "Реала" мне аплодируют. Только после игры, пересматривая взятие ворот, я это понял. Немногим игрокам удавалось добиться подобного, поэтому тот момент будет сложно забыть.
- Каждый раз после забитого мяча ты выдаешь какие-то па. Тренировал когда-то свои празднования?
- (смеется) Иногда я представлял себе: "Если забью, отпраздную это так". Иногда мы тренировались. Европейцы не слушают мою любимую самбу, а для меня вполне нормально танцевать на поле после забитого мяча. Все бразильцы знают движения, поэтому для них это легче.
- Что случилось между тобой и Самюэлем Это'О в "Барселоне"? Он говорил, что ты посещал только "8 из 50 тренировок" - было ли это правдой?
- Это ложь (смеется). Это ложь! Я всегда любил тренировки, всегда любил игры - с этим у меня никогда не было проблем.
- Что в 2005 году помешало тебе подписать 9-летний кон тракт с "Барселоной"? Так бы ты по-прежнему был в этой команде, и все было бы отлично!
- К тому времени я уже был в "Барселоне" 5 лет, мне хотелось чего-то нового. Мне хотелось попробовать свои силы в итальянском футболе. Мне хотелось играть за Милан. Лично для меня Барселона - лучшая команда в мире, они доказывают это на протяжении многих лет. Приятно видеть ребят счастливыми, то, какой футбол они демонстрируют - с великолепным техническим мастерством и владением мячом. Красиво играть, побеждать и быть чемпионами - нет большего удовольствия для игрока.
- Когда ты был в "Барселоне", Лео Месси сказал: "Когда дела идут не так, на себя принимает удар Роналдиньо". Все действительно было так?
- В футболе так бывает: когда ты обладаешь статусом звезды, от тебя ожидают очень многого. Когда команда демонстрирует свою не лучшую игру, приличная часть критики адресуется лидеру. Меня это преследовало по ходу всей карьеры, во всех клубах, где я играл с юного возраста. Люди всегда ждали от меня большего, чем от других. Пришлось к этому привыкнуть.
- Почему твой выбор пал именно на "Милан" после ухода из "Барселоны"?
- Потому что клубная структура россо-нери - одна из лучших в мире. Мне хотелось этого, меня интересовал итальянский футбол - именно поэтому я и стал игроком Милана.
- Был ли ты расстроен, что тебе не достался 10-й номер в "Милане" или же 80-й пришелся по вкусу?
- Мне всегда нравилось носить на спине цифру "10", однако когда я оказался в Милане, Зеедорф уже играл под этим номером несколько лет. Я не огорчился - именно в 80-м году я родился, поэтому и считал, что этот номер может принести мне удачу.
- Можешь ли назвать и постыдить партнеров в "Милане" или в другом клубе, кто падал, пытаясь повторить твое "эластико"?
- Не помню падений, но многие действительно пробовали, и у них ничего не получалось. Большинство пробовало. Именно поэтому я так люблю этот трюк, так как немногие его ожидают и немногие могут повторить. Совершить этот прием на скорости в игре очень сложно.
- В сезоне 2009/10 ты был ключевым игроком в "Милане", казалось, что под руководством Леонардо ты вернешь свои лучшие кондиции. Расстроил ли тебя тот факт, что Массимилиано Аллегри не верил в тебя так, как твой соотечественник?
- Игрок всегда хочет выходить на поле, а он иногда оставлял меня на скамейке запасных, что меня сильно раздражало. Я чувствовал себя отлично, однако временами не получал того шанса, который мне хотелось получить. Именно поэтому я решил вернуться в Бразилию и играть за "Фламенго". Игрок тренируется, чтобы играть в футбол, а не сидеть на скамейке запасных.
- Ты выиграл дюжину индивидуальных наград по моим подсчетам, где ты их всех хранишь? Какая из них наиболее значима?
- Они находятся в доме моей матери в Порту-Алегре. Они все важны для меня - приятно, когда твою работу ценят. Когда меня признали лучшим игроком мира в 2005 году, это запомнилось больше всего.
- Что пошло не так в матче Милана против "МЮ" в Лиге чемпионов в сезоне 2009/10? СМИ тогда были очень жестоки...
- Сложно объяснить, что пошло не так. Мне кажется, это был день, когда нам не удалось сыграть так же хорошо, как мы играли обычно. Из-за этого мы проиграли и вылетели из турнира.
- Какие у тебя отношения с Дунгой? Что чувствовал, когда оказался вне заявки на чемпионат мира в 2010 году?
- На тот момент я был в полном порядке и надеялся поехать на мундиаль, потому эта новость меня очень огорчила. С Дунгой я всегда ладил, никогда не было никаких проблем. Нормальные отношения. Я расстроился только из-за своего непопадания в заявку, но с ним самим у меня всегда все было в порядке.
- Ты действительно мог оказаться в Блэкберне в январе 2011-го? А в "МЮ" за несколько лет до этого? Или это была пустая болтовня?
- В то время мой брат общался со многими людьми в Англии, некоторые клубы были заинтересованы. Не могу сказать, кто конкретно, но он сказал мне, что к нему обращались и пытались узнать, не желаю ли я продолжить карьеру в Англии. Я всегда представлял, что могу в один день оказаться в этой стране - правда, не в каком-то конкретном клубе, а именно в английском первенстве. Там демонстрируют очень атакующий футбол - практически в каждой игре происходит множество атак. Такие чемпионаты мне нравится смотреть по телевизору.
- Как так получилось, что ты очутился во Фламенго? Все думали, что ты вернешься в "Гремио"...
- Я перебрался во "Фламенго", так как у этого клуба наибольшее количество болельщиков в мире, а это серьезный аргумент. К тому же я хотел жить в Рио-де-Жанейро, и статус "Фламенго" говорил сам за себя - это большой клуб.
- Всегда ли ты был настроен вернуться в Бразилию? Есть шанс, что ты еще вернешься поиграть в Европу?
- Я всегда хотел вернуться и выигрывать титулы здесь, в Бразилии, ведь я покинул эту страну очень молодым. Мне показалось, что пришло время вновь оказаться здесь, я соскучился по родному чемпионату. Ритм игры, стиль игры - все это заметно отличается от Европы. Здесь футбол более ритмичный, более техничный, а за рубежом ставка больше делается за физическую подготовку, контактную игру и на других скоростях. Бразильское первенство, тем не менее, существенно совершенствуется, но ему по-прежнему многого не хватает - например, хороших раздевалок!
- Согласен ли ты с тем, что сейчас бразильский чемпионат сильнее, чем когда-либо был? Достаточно ли он силен, чтобы приглашать игроков из Европы?
- Думаю, так и есть. Уровень поднялся - здесь множество прекрасных молодых игроков, возвращаются более опытные исполнители, начиная с Роналдо, Роберто Карлоса, Адриано и меня. Клубы стали более заинтересованы в том, чтобы сохранять талантливую молодежь у себя.
- Не кажется ли тебе, что ты вернулся в Бразилию слишком рано и мог бы еще поиграть в Европе? Не много ли бразильских игроков опускают руки и возвращаются на родину? Что по-твоему должен сделать Кака?
- Еще есть время вернуться в Европу (смеется)! Я очень счастлив здесь. Чемпионат мира на носу, все произойдет здесь, в Бразилии. Я по-прежнему чувствую в себе силы, поэтому, возможно, еще поиграю в Европе. Думаю, сюда возвращаются многие мои соотечественники, так как Бразилия полна жизни, они хотят на себе прочувствовать и поучаствовать в крупных турнирах, которые здесь пройдут. Мне кажется, что Кака - очень хороший футболист и ему вполне по душе играть в одном из самых больших клубов в мире, в хорошей команде. И, как по мне, он все делает правильно.
Интервью FourFourTwo