Знаменитый шведский корабль XVII века "Васа" разрушается изнутри

Автор
Знаменитый шведский корабль XVII века "Васа" разрушается изнутри

Об этом свидетельствуют результаты тестов, проведенных специалистами на древесине самого посещаемого в королевстве музейного экспоната.

В некоторых местах корабль сохранил лишь 20 % своей былой прочности. У древесины повышена кислотность, что и является причиной износа дубового корпуса, показал химический анализ. "Когда я начала проводить тесты на прочность, то была крайне удивлена и подумала, что совершила ошибку. Но показатели материала внутри были намного хуже результатов древесины на поверхности", - объясняет исследователь Ингела Бьюрхагер.

Это означает, что в ближайшие годы музею предстоит укрепить "Васу", в том числе, поменять основание, на котором стоит корабль. В настоящее время он сохраняет устойчивость только за счет собственного веса. "У нас не так много времени. В течение ближайших 10 лет нам необходимо обеспечить более совершенную опору, чем сегодня", - отмечает представитель государственных военно- морских музеев Магнус Улофссон.

Флагман шведского королевского флота "Васа" был построен на острове Шеппсхольм всего за два с половиной года. Он был готов в 1628 году, и стоимость его составила около 5 % всех государственных расходов за год. Корабелы спешили - шла война с Польшей, а треть военной флотилии Швеции затонула в шторме.

Судьба будущего флагмана сложилась неудачно. После спуска на воду он проплыл всего несколько сот метров, внезапно перевернулся под порывом ветра и ушел на дно. Гибель "Васы" стала катастрофой национального масштаба. Но конкретных виновников в то далекое время не нашлось, и никто даже не был наказан. Специалисты сегодня полагают, что причиной трагедии стал неправильно рассчитанный балласт пушек.

"Васа" затонул на глубине 32 м и пролежал на дне более 300 лет. И только в конце августа 1956 года многолетние упорные поиски морского инженера Андерса Францена увенчались успехом: в пробах ила, поднятых со дна моря, был обнаружен кусочек старого корабельного дуба. В 1959 году корабль совершил свое второе плавание - под водой. Водолазы проделали под остовом "Васы" проходы, завели в них тросы. 2 понтона вырвали его из тисков накопившихся за долгие годы осадочных пород. Второе путешествие в шестьсот метров заняло почти месяц. Корабль был перенесен ближе к берегу, и поднят на поверхность через 2 года.

Консервация его и поиск мест крепления почти 12 тыс. оторвавшихся от корпуса элементов конструкции и украшений заняли почти два десятилетия. На корабле были найдены столовая утварь и оружие, монеты и части одежды, инструменты и бочонки с остатками пищи.

Девяносто пять процентов корабля сегодня - это оригинальные детали, что и делает его таким уникальным. Музей "Васа", расположенный в центре Стокгольма, принимает 1,1 млн посетителей в год, из которых 10 % - россияне. Это самый посещаемый морской музей в мире, а доходы от продажи билетов уже давно окупили все затраты на подъем корабля и консервацию.