Секреты скрипок Страдивари – грибок, древесина, время?
- Автор
- Дата публикации
Ученые из Швейцарии объявили, что знают, как создать инструменты, которые по своему звучанию не будут уступать произведениям Страдивари.
По мнению исследователей, для производства инструментов Страдивари использовал древесину, которую добывали в особо холодный период – в конце XVII – начале XVIII века. Это обеспечило материалу идеальные тональные характеристики и скрипки стали эталонными.
С тех пор другие мастера могли только мечтать о таком материале. Но ученые обнаружили два вида необычных грибков. Они разлагают древесину, при этом она остается прочной, а ее акустические свойства близки к идеальным. Исследователи утверждают, что скрипка, созданная из такого материала, звучит так же, как инструмент Страдивари.
Страдивари был уникальным мастером, которому удавалось создавать эталонные инструменты. Исторически сложилось так, что его имя – это гарантия интереса публики, точно так же, как в живописи – имя Леонардо да Винчи, тайны которого не дают покоя любителям конспирологических теорий и громких сенсаций.
Возможно именно поэтому исследователи из разных стран время от времени объявляют во всеуслышание о том, что очередной секрет великого мастера разгадан. Что думают профессионалы об открытии швейцарских ученых?
"Что касается грибков, мне кажется, это несколько преувеличенно, – рассказал скрипичный мастер из Италии Адриано Спадони. – Я, конечно, не биолог, мне трудно судить о грибках. Я просто вижу структуру дерева на новых инструментах и на старых, и мне кажется, что дело именно в этом. Я не думаю, что грибки способны сделать с деревом то же, что и время".
Повторить звук эталонных скрипок достаточно трудно, но возможно, считает мастер. Нужно идти по пути, по которому шли классики, использовать их опыт и пытаться повторить работу кремонских мастеров, инструменты которых обладают наилучшим звучанием.
"Время от времени появляются громкие заявления о том, что открыт секрет скрипок Страдивари, – отметил солист оркестра Большого театра Борис Лифановский. – Одни полагают, что все зависит от лака, другие – убеждены, что все дело в дереве, из которого великие мастера изготавливали свои инструменты. Но звук – это вещь очень субъективная, и на него может влиять все, что угодно.
Надо сказать, что современные мастера не могут знать, как скрипки того же Страдивари звучали, когда были только сделаны. Сегодняшний звук этих инструментов – это звук через 250 лет после создания. Нельзя забывать, что любой струнный инструмент со временем сильно меняется, хотя бы потому, что постоянно оказывается сильное давление от струн на деку, также воздействие оказывается, когда инструмент резонирует.
Сегодня звук новых скрипок может звучать близко к звуку Страдивари, но никто, и сам мастер в том числе, не может знать, как будет звучать инструмент, скажем, лет через 20".
Между тем эксперимент, проведенный группой исследователей из Парижского университета в начале 2012 года, показал, что скрипки великих мастеров совсем не так хороши, как принято о них думать.
В качестве экспертов выступили двадцать скрипачей, которым предложили оценить звучание различных скрипок, среди которых было несколько современных инструментов высокого качества, а также некоторые из шедевров Страдивари и Гварнери.
Во время прослушивания ни экспериментаторы, ни эксперты не знали, на какой именно скрипке исполняется музыкальный отрывок и, разумеется, не видели саму скрипку. В результате выяснилось, что наиболее высокую оценку экспертов получила современная скрипка, а наиболее низкую – скрипка самого Страдивари.
Возможно, завышенная музыкальная ценность знаменитых старинных скрипок объясняется неосознанным преклонением перед брендом, исторической ценностью и денежной стоимостью этих музыкальных инструментов. До тех пор, пока будет жив миф, который удалось развенчать французским экспериментаторам, публику будут шокировать очередными сенсационными результатами исследований.
"Все музыканты только за то, чтобы делали хорошие инструменты, но я не думаю, что эти исследования дадут какой-то колоссальный толчок", – заключил Борис Лифановский.