Святой вечер 2017: что можно делать, запреты, обряды

Автор
Святой вечер 2017: что можно делать, запреты, обряды

Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун Рождества.

Сочельник - навечерие Рождества Христова, заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами.

Эта традиция и дала название празднику. В Рождественский сочельник до "Вечерней звезды", то есть до вечерних песнопений за Богослужением "Волхви же со звездою путешествуют", ничего не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать.

Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу апостолов — и все блюда были постными.

Внимание к домашним животным

В дом входит отец и сообщает семье, что Святой Вечер уже начался, потому что на небе засияла вечерняя звезда. Но прежде чем приступить к ужину, ему надо накормить скот и "пригласить гостей". Хозяин берет миску, подходит к столу и набирает по несколько ложек каждого блюда.

Хозяйка дает ему хлеб и черпак с медом, а для пса отдельно - кусок хлеба и кусок овечьего туков. Держа в руках все эти "дары", в кожухе, но без шапки отец выходит из дома. На пороге его встречает хороший часовой хозяйства - лохматый Сирко. Хозяин торжественным голосом говорит ему:

- Это хлеб и овцы, ты ухаживал мне все Божий год. Как служить верно и в этом году, то в следующем Святом Вечере еще больше возьмешь!

С этими словами он не бросает, а кладет перед псом хлеб и сало, а сам идет в конюшню. Хозяин ставит миску с ужином на окно, а сам берет в руки хлеб и, подходя к каждому животному, благословляет его, трижды касаясь хлебом до головы:

- Благословляю тебя этим святым хлебом и призываю к тебе добро, чтобы ты зверя не боялась, грома не пугалась и чтобы проходили тебя черные напасти!

[news_post id='3078446' name='' img='' align='left']

Так благословив, он берет черпак с медом и рисует крестик в лицо каждого животного. После этого, в чисто вымытые деревянное корыто он сыплет из миски ужин, крошит туда хлеб, досыпает муки, солит солью, все это хорошо перемешивает деревянной мешалкой и разделяет между всеми животными в хозяйстве.Ударить сегодня любое животное - большой грех! В эту ночь, в полночь, всякая нимина человеческим языком разговаривать с Богом. Бог спрашивает, как ей ведется у хозяина. Если хозяин не бьет ее и хорошо кормит, она похвалит его перед Богом, а если скот голодный и заплаканный, то не поведется хозяину со скотом в следующем году. 

После этого хозяин, если имеет пасеку, посещает пчел и дает им сити. Хозяйка тем временем посещает кур, уток, гусей и всех их кормит вареной пшеницей - "кутьей".

Заклинание от злых сил

Вернувшись от скота, хозяин снова набирает в чистую миску по ложке всех праздников-вечерних блюд, сверху ставит кружку с медом и стакан с водой и кладет калач, несколько орехов и яблоко. Все это он держит левой рукой, а правой вооружит. Без шапки он выходит за порог и становится под дверью. Хозяйка запирает за ним дверь, гасит свет и приказывает детям сидеть тихо.

Между тем хозяин на улице с ужином в руках и бичом выкручивается "за солнцем", вглядывается вдаль неба и трижды басом кричит:

- Мороз, мороз, иди к нам кутью есть!

После третьего раза он сердито угрожал бичом, приговаривая:

- Как не надо идти не уходи и на рожь-пшеницу, всякий хлеб. Иди лучше на моря, на леса и на крутые горы, а нам вреда не делай.

Затем хозяин приглашал серого волка:

- Иди и ты на кутью, серый волк, а как не идешь - не принимай у нас ни телят, ни ягнят, ни малых поросят!

Наконец хозяин просил черные бури и злые ветры. Он изо всех сил кричал в безграничную даль ночной темноты, будто действительно хотел, чтобы его услышал этот, последний "гость":

- Черные бури и злые ветры, приходите к нам на Святую Вечерю! А когда теперь не придете на дары Божии, на блюда сыты, на водки обильной пищи, на все великое благо, на которое мы вас просим, это не приходите к нам и летом и не совершайте нам ущерб на Ярине и на ржи!

После этих приглашений отец возвращался домой, не оглядываясь, и плотно закрывал за собой дверь. К концу ужина уже никто не должен выходить из дома, и двери нельзя открывать.

Совместный ужин всей семьи

Праздничный ужин - это совместный ужин всего рода. Все должны в этот вечер собраться вместе, чтобы трапезничать целым родом.

В память о своих умерших родственников люди ставили для них кутью и узвар на окнах, разбросали варенные бобы по углам, оставляли немытыми ложки и миски после ужина - "чтобы души могли их лизать для пищи". Садясь на стул или на скамейку, проговаривали про себя - "чтобы не привалить собой мертвой души", потому что в этот вечер "мертвых душ появляется множество! И везде они есть: на скамейках, на окнах, на столе и под столом ... ".

Хозяин приглашал все мертвые души на Святой Ужин. Он брал миску с кутьей, ставил ее на кусок полотна, зажигал свечу и лепил ее в миску. Все это он брал обеими руками и обходил трижды "за солнцем" вокруг стола. Затем ставил миску на стол, а сам становился на колени перед образами и молился за умершие души. Жена и дети следовали примеру отца, и они все вместе молились вслух:

Просим Тебя, Боже, чтобы и тех душ к ужину допустил, что мы о них не знаем; что в лесу заблудились, в водах утонули, в темных дебрях задушилися. Молимся Тебе, Боже, за тех, что никто о них не знает, ложась и вставая, и дорогой идя, никто не вспомнит. А они, бедные души, горько в аду пребывают и этого Святого вечера ждут. От нас в этот вечер молитвы идут, и мертвые души вспомни!

Перекрестившись три раза, вся семья повторяет за отцом вторую молитву - "про себя":

Господи, защити скот мой от зверя, а меня грешного от веры плохой и от безверия - на росах, на водах и на тяжелых переходах. Спасибо Богу Святому, что помог нам дождаться в мире и покое этих Божьих праздников. И помоги, Боже, их в радости отправить , и  за год вторых дождаться. Аминь.

После молитвы хозяин снова берет в руки миску с кутьей, с полотном и свечой и передает ее хозяйки, говоря:

Мы все от всей души и по воле Божией, зовем праведные и грешные души на святую вечерю, даем им все, что имеем, - чтобы они на том свете ужинали, как мы здесь. Мы заботимся и о тех умерших душах, что на свете погибли и спасения им не было. Пусть Бог примет для них этот наш ужин. Я их столько приглашаю и призываю на эту тайную вечерю, сколько в сем полотне есть дырочек и сколько зерен в сладкой углу Божией. Аминь.

Хозяйка забирала из рук хозяина миску, ставила на стол, и семья начинала ужинать. Сначала ели кутью, а потом - голубцы, вареники, жареную рыбу, капусту - все, что готовилось, а запивали компотом или узваром. Блюда обязательно должны быть постными, поскольку Сочельник приходится на последний день Филипповского поста.

На праздничном столе должны быть:

Свеча. Горения свечи - это свидетельство веры, принадлежности человека к Божественному свету. Свеча сопровождает верующего человека от Крещения до смерти. Это - символ готовности человека к встрече с Богом, независимо от времени и места, когда Он захочет его позвать к себе.

Соль.  Без нее нельзя почувствовать полноты вкуса блюда. Так и человек не может творить настоящего добра, не находясь в гармонии с Богом. Соль указывает на внутреннюю суть человека.

Чеснок. Его кладут на четыре угла стола под скатерть, чтобы отогнать от семьи и дома злых духов. Это символ очищения от греха, который отравляет человеческую жизнь, символ плодородия и здоровья.

[news_post id='3077619' name='' img='' align='left']

Когда кого-то из семьи нет дома, для него ставят миску и кладут ложку. Если в это время приходил посторонний человек, его тоже приглашали к столу. Гость Святой Вечери, по верованиям наших предков, приносил счастье в дом. Во время ужина выходить из-за стола не годится, разговаривать много - тоже не хорошо. Первую ложку кутьи хозяин подбрасывает к потолку - "чтобы так ягнята прыгали, как эта пшеница скачет от земли до потолка".

Вторую ложку кутьи подбрасывают - "чтобы телята рыкали так, как это зерно прыгает от земли до потолка", а третью - "чтобы пчелы роились".

Все во время ужина имеет вещее значение: если тень на стене подобная скирды - будет урожай на хлеб, к копну - сена будет много, к дереву - фрукты родит ... Если парень во время ужина захочет воды напиться, отец ему пить не даст и скажет:

- Не пей, сынок, воды в Святой ужином, ты - казачьего рода. Как вырастешь - в поход пойдешь славы приобретать, а в походах всякое бывает; бывает и так, что жажда мучает. Так знай: выдержишь жажду Святой ужином - никакие походы не страшны!

Если сын во время ужина чихнет - отец дарит ему жеребенок, потому что это знак, что казаком будет. Если же чихнет девушка, то это знак, что она у хозяйки собирается, и отец ей теленок, бывает, дарит - "на счастье".

Дети носят ужин к близким родственникам: внуки - к бабке и деду, племянники - до тети и дяди, крестники - до крестных родителей. Занося ужин, люди будто пытаются присоединить живых членов рода к общей рождественскую вечерней трапезы. Обычай этот происходит так: дети, чаще всего мальчик с девочкой, идут к деду и бабе с узелком. Постучат в дверь, переступят порог, мальчик сбрасывает шапку и говорит: "Добрый вечер, со Святым Вечером будьте здоровы! Просили папа и мама и мы вас просим на ужин - нате вам ужин".